А вы готовы к эпидемии коронавируса?
Предприниматели Уфы рассказали о работе в условиях эпидемии и кризиса
Наталья Чибрикина, исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров республики:
— Для отельного и ресторанного бизнеса настали тяжелые времена. Сократилась программа авиаперелетов — снизился приток гостей. Для отелей эта неделя будет практически нулевая: они стоят пустые, клиентам приходится возвращать предоплату. У рестораторов после падения курса рубля поставщики поднимают цены, до 20%, а рестораны поднять их не могут, так как поток посетителей и так снизился. На прошлой неделе доход ресторанов снизился на 20-25%, в выходные упал уже на 50%. Думаю, владельцы отелей и ресторанов будут вынуждены отправить своих сотрудников в административные отпуска. Все надеются, что правительство республики примет какие-то меры, облегчающие налоговое бремя.
Рамзи Габдуллин, владелец розничной сети «Ярмарка»:
— Мы приняли меры безопасности в наших магазинах: кассиры работают в масках, перчатках, мы требуем от них соблюдения гигиены. Выделили спирт, дезинфицирующие растворы. Всем стоит подготовиться к новому этапу мирового экономического кризиса, в котором коронавирус тоже сыграет свою роль. Дома должен быть запас из непортящихся продуктов на две недели, а лучше на месяц. Я уверен, что скоро и у нас, как в Европе, введут общий карантин, и придется сидеть дома. Рост цен, конечно, будет: цены диктует рынок. Гречка, например, относится к биржевым продуктам. Она уже выросла в цене, хотя и ненамного.
Артур Дмитриев, руководитель отдела маркетинга и рекламы ресторанной сети «Лидер групп»:
— В наших ресторанах весь персонал ежедневно проходит обследование: измеряем температуру. Все поверхности дезинфицируются. На столах для посетителей установлены диспенсеры с дезинфицирующей жидкостью для обработки рук. Так как клиентский поток заметно снизился — в выходные на треть, разработан антикризисный план: будем наращивать объемы доставки и продажи на вынос.
Виталий Черевков, руководитель Ассоциации предприятий социального питания республики:
— Так как члены нашей ассоциации занимаются организацией питания для дошкольников и школьников, а впереди из-за коронавируса удлиненные каникулы и перевод на дистанционное обучение, то мы, конечно, ждем негативных последствий. Постоянные затраты на аренду, электроснабжение и коммунальные расходы будут формировать убытки. Персонал, который попадет в ситуацию вынужденного простоя, по закону должен получать финансовые средства от работодателя. В противном случае мы можем потерять профессиональных сотрудников: технологов, поваров и шеф-поваров. Поэтому мы ведем диалог с органами власти республики о возможной поддержке отрасли, предлагаем различные решения. Один из вариантов – отправить сотрудников в плановые отпуска и отпуска без содержания, чтобы избежать массовых сокращений. Падение курса рубля, вероятно, повлечет за собой повышение цен на сырье: молоко, муку, мясо, фрукты, овощи. Мы этого опасаемся, но морально готовы.
Андрей Шмергельский, совладелец дилерской компании «Арт-Моторс МБ»:
— Ошибочно было бы рассматривать коронавирус как единственную причину изменений в нашем мире. Пандемия наложилась на серьезный экономический кризис. Прогноз крайне неблагоприятный: нарушились логистические и производственные цепочки во всех сегментах, поэтому до конца года нас ждет мало позитивных новостей. В марте у нас выросли продажи, но по опыту предыдущих кризисов мы знаем, что это краткосрочный эффект: просто люди ищут варианты вложения дешевеющего рубля. Скорее всего, рынок покажет негативную динамику по итогам года. С другой стороны, я не уверен, что автоконцерны смогут удовлетворить даже уменьшившийся спрос, который будет во второй половине года. В нашей компании мы создали штаб по противодействию коронавирусной инфекции, чтобы защитить персонал и клиентов: измеряем температуру сотрудников, раздаем санитайзеры, перчатки, ежечасно обрабатываем общие зоны, ввели дополнительные требования к гигиене в клиентских зонах, обрабатываем автомобили для пробных поездок. Ввели дополнительные услуги: можем доставить автомобили для тест-драйва клиенту, чтобы он избежал посещения людного места.
Ренат Хилажев, совладелец сети халяльных кафе «Радость есть»:
— Штатный медработник у нас каждое утро измеряет температуру сотрудников смены и проводит их осмотр. Днем проводим регулярную санитарную обработку, в производственных цехах включаем бактерицидные лампы. Клиентский поток и выручка в трех наших кафе после введения карантина в учебных заведениях упали в два — два с половиной раза. Чтобы минимизировать затраты, мы оптимизировали персонал: уволили тех, кто плохо справлялся, часть ушла в отпуск. Планируем уйти в новый для нас сегмент. Если раньше мы в основном ориентировались на средний чек 167 руб., то сейчас начнем тестировать целевую аудиторию с чеком ниже этой суммы. Для нашей сети это уже третий кризис. По итогам двух предыдущих мы провели работу над ошибками и постарались максимально нивелировать риски, поэтому сейчас не зависим от поставщиков зарубежного сырья, договоры аренды у нас в рублях, а не в валюте, мы перешли на мясо башкирских производителей. Из-за скачков валюты проблемой остается закуп посуды и оборудования китайского производства, так как подходящих отечественных производителей найти не смогли. Пока отказались от плана открыть ресторан со средним чеком 500 руб., который должен был окупиться за полтора-два года.
Ринат Зайнуллин, генеральный директор ООО «Таврос»:
— По запросу минэкономразвития и минсельхоза республики мы сейчас проводим анализ влияния девальвации рубля на инвестпроекты. Он, конечно, коснется покупки технологического оборудования, сельхозтехники, стройматериалов, добавок к кормам, ветеринарных препаратов, семени. Кроме того, из-за закрытия границ есть сложности с логистикой. Определяем возможные потери, диапазон удорожания продукции. Все наши проекты находятся в стадии строительства, многие приостановить невозможно, поэтому мы рассчитываем на поддержку федеральных и региональных властей. Что касается банков, то они устно уже предупредили нас о возможном повышении процентов по выданным кредитам. Официальных уведомлений об этом пока не было, но мы готовимся к худшему варианту развития сценария. В случае введения жесткого карантина, возможно, перейдем на закрытый режим работы для сотрудников. Пока мы усилили контроль: проверяем температуру, ввели масочный режим, применяем средства дезинфекции. Офисные работники переведены на удаленный режим работы.
Гузель Гумерова, управляющая центра торговли и развлечения «Мир»:
— Мы работаем в штатном режиме, количество посетителей не изменилось. Для их безопасности ежедневно проводится обработка всех поверхностей антисептическими средствами в течение дня и вечером, после окончания смены, проветриваются помещения. На входе в торговый центр и в туалетах установлены антисептики, чтобы посетители могли обрабатывать руки. Пока от правительства указаний о закрытии торгового центра не поступало.
Азамат Галин, владелец ООО «Архангельские варенья»:
— У нас в связи с коронавирусом идет колоссальный рост интернет-продаж в Китай, Грецию и другие страны. В основном это безалкогольная медовая продукция. Правда, мы вынуждены были ввести ограничения, так как «Почта России» из-за пандемии отправляет посылки не во все страны. Но мы столкнулись с проблемой подбора персонала: из-за угрозы заражения люди стремятся самоизолироваться. Там, где это возможно, мы переводим их на удаленную работу, доставляем на дом продукты. Там, где невозможно, например, на производстве, привозим сотрудников на работу и обратно, чтобы они ни с кем не контактировали. Конечно, это дополнительные затраты, но за счет роста экспорта мы сохранили цены для России на прежнем уровне. В будущее смотрим с оптимизмом, надеемся на растущий спрос. Сотрудников предприятия больше волнует не девальвация рубля, а угроза коронавируса.
Игорь Кузнецов, директор сети универсамов «Дворик»:
— Прогнозов пока не делаем, но закрываться не планируем. Число посетителей на прошлой неделе увеличилось, так как многие закупали товары первой необходимости сразу на неделю. Но в магазинах возле учебных заведений, напротив, было снижение посетителей. Многие поставщики импорта и продуктов с содержанием импортных ингредиентов уже прислали письма о грядущем повышении цен. Для профилактики вируса мы следуем рекомендациям Роспотребнадзора: следим за чистотой, дезинфицируем помещения. Уточняем вопрос о применении масок работниками сети.
Арсений Васильев, основатель сервиса доставки продуктов «Гипер в дом»:
— У нас за последние недели резко, примерно в два-три раза, выросло количество заказов. По всей вероятности, в ближайшее время ажиотаж спадет, но какая-то часть потребителей переориентируется на онлайн-покупки. Мы, конечно, приняли меры защиты клиентов и сотрудников: измеряем у сотрудников температуру, снабдили их масками и антисептиками. Курьерам рекомендовано не контактировать с клиентами, а оставлять заказы на лестничной клетке. Некоторые клиенты сами об этом просят. Рост курс доллара пока повлиял на рынок не сильно: сети стараются держать цены на большинство товаров.
Намик Мамедов, учредитель фитнес-центра Liga Gym:
— Угроза коронавируса пока не отразилась на числе проданных карт. Скорее, это было сезонное снижение, но некоторым клиентам мы по их просьбе заморозили карты. Если правительство потребует закрыть фитнес-центры, мы готовы: арендодатель обещал нам предоставить каникулы по оплате. В такой ситуации, конечно, пострадает персонал, так как зарплата тренеров напрямую зависит от количества проведенных занятий. Придется отправить их в отпуск. Если от нас потребуется просто ограничить число посетителей, мы готовы на уровне записи уменьшить количество тренировочных зон. Профилактика коронавируса ведется: проводим дезинфекцию дверных ручек, входных групп, тренажеров. Девальвация рубля, конечно, отразится на закупках оборудования, тренажеров, которые в России не производят. Но это в будущем. Пока же у поставщиков есть запас по старой цене и даже ниже, так как спрос сократился.
Тимур Лукманов, исполнительный директор регионального отделения «Опоры России»:
— Практически весь малый бизнес в сфере клиентского сервиса находится в шоковом состоянии, так как наложились сразу два фактора: коронавирус с карантином и падение курса рубля. Практически вся розница, кроме продуктовой, почувствовала существенное снижение продаж. Пострадали отельеры, рестораторы, владельцы кафе, ивент-агентства, салоны красоты, автосервисы, строители, владельцы оптовых складов. Мы собираем предложения предпринимателей, чтобы отправить их в правительство. Бизнесмены просят банки не блокировать счета субъектов малого и среднего предпринимательства без предварительного уведомления, снизить или отменить на период эпидемии отчисления в фонды, связанные с выплатой заработных плат, временно отменить налог на кадастровую стоимость помещений, находящихся в собственности у физлиц или ИП, снизить ставки налогов по «упрощенке», отсрочить выплату страховых взносов, снизить таможенные сборы, предоставить кредиты по сниженной ставке с отсрочкой платежей.
Алексей Могила, директор российского представительства компании Rossmils:
— Легли целые сегменты экономики: гостиничный бизнес, туристический, потребительский рынок, сфера обслуживания. Например, в гостиничном бизнесе, где произошло снижение загрузки до 5-10%, серьезные увольнения. Объем безработицы только по этому сегменту будет около 1,5-2 млн человек по стране. Скорее всего, в ближайшие две недели начнут вводить карантины в городах. Если власти ограничат передвижения внутри городов, из бизнеса выживет только онлайн и доставка. Правительству необходимо распаковать банки, устроить кредитные каникулы, простимулировать наиболее пострадавшие сегменты экономики, чтобы люди не теряли работу. У нас недостаточно проработаны меры по пролонгации налоговых платежей: отсрочка в месяц ничего не даст, надо вводить отсрочку до конца года. Банки по-прежнему не берут на себя ответственность по финансированию малого и среднего бизнеса: в прошлом году они выдали кредиты только 36% от числа обратившихся.
Динара Нургалина, владелец рекламного агентства «Еж» (Сибай):
— Честно говоря, даже не знаю, что будет с моим бизнесом, если закроют кинотеатр. Мое агентство заключило договоры на трансляцию рекламных роликов перед началом фильма. Поэтому закрытие кинотеатра, как того требует правительство, будет большим ударом для моего бизнеса. Контракты придется расторгать, деньги возвращать.
Фанис Батыров, индивидуальный предприниматель в сфере пассажирских перевозок:
— Мы для наших автобусов закупили дезинфицирующие средства, заказали маски для пассажиров: если они чихают или кашляют, могут их надеть. Правда, маски еще не пришли, хотя мы заказали их уже неделю назад. Все автобусы после смены едут на автомойку, сиденья и поручни обрабатываются дезинфицирующими средствами. Что касается пассажиропотока, то мы заметили, что с прошедших выходных он немного снизился.