«Сейчас есть повод перевести дух»
Дмитрий Дризе — о распределении бюджетных средств
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что правительство сможет избежать сокращения расходных статей бюджета в 2020 году. Тема урезания казны обсуждается в связи с пандемией коронавируса и падением цен на нефть. По этой причине премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минфину определить приоритеты в государственных расходах. Многие наблюдатели посчитали это подготовкой к секвестру. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Кудрин попытался успокоить элиты.
Секвестр бюджета — страшный термин из 90-х. Алексей Кудрин, выступая в Совете федерации, счел нужным подробно разъяснить сенаторам, о чем идет речь. Итак, секвестр — это «равномерное сокращение всех статей в связи с недополучением доходов бюджета примерно в такой же пропорции». Алексей Леонидович — ветеран российской властной вертикали — сам вводил эту норму в законодательство в далеком 1997 году. Он тогда был замглавы Минфина при министре Анатолии Чубайсе. Последний, кстати, выступал с исторической речью перед парламентом и как раз ужаснул общественность этим страшным, малопонятным словом.
Так вот, сейчас Кудрин говорит, что секвестра не будет. По крайней мере, в этом году. Глава Счетной палаты знает толк в терминах. По его словам, нам грозит лишь перераспределение средств. Действительно, звучит куда мягче, не так пугающе. Это значит, что все остается как есть или почти как есть, за исключением того, что деньги не поступают в Фонд национального благосостояния. Здесь нелишне напомнить выступление нынешнего министра финансов Антона Силуанова. Он отметил, что при текущих ценах на нефть Россия недополучит по году около 3 трлн руб. нефтегазовых доходов.
В этой связи интересны принципы инвестирования накопленных в ФНБ нефтегазовых доходов на ближайшую трехлетку. Планируется, что средства будут вложены в крупные программы внутри страны. В частности, за счет ФНБ планируется кредитовать зарубежных покупателей российской продукции. Например, Россия поставляет в Турцию комплексы ПВО С-400 за счет своих же кредитов или оборудование для атомных электростанций. Все это, понятно, стратегически важно. Только вот насколько все это уместно в кризисное время? Это, как говорится, большой вопрос.
Теперь, собственно, о том, почему «секвестр» бюджета является страшным словом. Как мы знаем, средства ФНБ нужны для того, чтобы поддерживать казну в сложный период, когда цена на нефть низкая — сейчас как раз такое время. Если дальше так пойдет, на всех денег явно не хватит. И кому-то придется отказывать, возможно, многим, даже влиятельным и приближенным. А это, как мы знаем, серьезный повод для волнения в элитах. Особенно тяжело регионам, которые обещали своим гражданам некие хорошие дела. Но может так статься, что иного выхода не будет, что-то придется подморозить.
Какие меры поддержки окажет экономике Банк России
Но возвращаемся к Алексею Кудрину. Он сделал очень важное успокоительное заявление: в этом году секвестр нам не грозит, обойдемся перераспределением. Конечно, если происходящее затянется, а такое возможно, тогда придется резать. И, соответственно, Минфину и всем тем, кто отвечает за деньги, отбивать атаки обеспокоенных лоббистов. Но это не сейчас, а потом. А сейчас есть повод для многих перевести дух, заодно как-то ужаться или же морально подготовиться. Ждать худшего и надеяться на лучшее. Вдруг нефть подорожает, а жаркое лето убьет коронавирус, или же наш бюджет наконец отвяжется от сырья?