Богатые россияне осваиваются с новым режимом

Как коронавирус изменил жизнь миллиардеров

Российские миллиардеры на фоне пандемии коронавируса осваивают удаленку, чаще моют руки и запасаются продуктами. По данным Всемирной организации здравоохранения, новый китайский вирус распространяется по миру все быстрее. Сотрудники крупных фирм работают из дома, во многих городах люди не покидают свои квартиры и больше не могут свободно перемещаться — там, где транспортное сообщение прекратили полностью.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

А как коронавирус повлиял на жизнь богатейших людей России? “Ъ FM” пообщался с предпринимателями, чье состояние исчисляется миллионами долларов. Управляющий партнер корпорации «Технониколь» Сергей Колесников — 75-й в списке 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes — например, уже десять дней не появлялся в публичных местах: «Я сейчас живу под Рязанью. С сотрудниками общаюсь посредством Skype, электронной почты. Бываю на наших предприятиях в Рязани. Если надо, работаю из офиса в Рязани. Стало больше времени для семьи, меньше суеты стало, больше осознанности. Бумагой не запасались, но там у нас на неделю продуктов хватит, может быть, на 10 дней — смотря как есть. Холодильник вроде забит. Я, в частности, стал чаще мыть руки и меньше ходить в магазины, в общественные места. Мне кажется, уже дней 10 никуда не хожу».

№145 в списке Forbes — частный инвестор Давид Якобашвили — признается, что ему пандемия доставляет слишком много хлопот — и в бизнесе, и в частной жизни. Особенно трудно не выходить из дома. «Многих людей надо переводить на удаленку. В принципе, на удаленке тоже мало что сделаешь. Нужно соблюдать определенные правила и отслеживать, чтобы, не дай бог, кто-то в коллективе не заболел. Приходится сидеть дома. Можно выходить, чуть-чуть пройтись, но тоже не злоупотреблять. Конечно, отказываешься от поездок, от встреч, от многих бизнесов, поливаешь себя разными дезинфицирующими средствами. И не стоит коммуницировать с детьми маленькими, потому что они могут быть переносчиками. Я общение с детьми ограничил, но телефон у нас есть, все средства связи»,— рассказал Якобашвили.

С другой стороны, любой кризис, в том числе и пандемия коронавируса, помогает стать эффективнее, отмечает владелец компании Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович. Он 195-й в списке богатейших российских бизнесменов: «Мама предпочитает меня домой не пускать — вот это я понимаю, вот это изменение жизни. Я уезжаю из дома, нахожусь на работе, потому что есть нетривиальная угроза психологическому состоянию людей. Я руководитель в активной фазе, и мой личный пример должен быть демонстративен. Руки мою часто и теперь уже с удовольствием. Количество встреч внешних уменьшилось, в основном внутренние. Создан штаб по управлению ситуацией, предупреждению внутри компании.

Перевод на удаленку — это непривычно, но высвечивает большое количество накопившихся неэффективных привычек.

Сейчас повышается эффективность. Понимаешь, что если есть тот, кто на удаленке работать не может — а на удаленке контроля больше — это значит, что он и здесь-то не ахти как трудился».

Привычный быт меняется не слишком сильно, подчеркивает владелец Московского кредитного банка Роман Авдеев. Однако, по словам бизнесмена, который занимает 61-ю строчку в списке Forbes, неприятные сюрпризы случаются: «Ни гречку, ни туалетную бумагу не покупали, даже такой мысли не было. Но я сейчас, когда сам мою руки, это делаю осознанно, тщательнее. Что касается каких-то планов, у мамы был 80-летний юбилей. Я не пошел ее поздравлять. Она не отмечала, я отправил подарки, букет цветов. Папа, мама в достаточно преклонном возрасте, и ввиду того, что я где-то бываю, куда-то езжу, я посчитал, что это правильное действие. В общем, это было встречено с пониманием».

В чем плюсы массового перехода на удаленную работу

Смотреть

Некоторые миллиардеры решили помочь государству в борьбе с коронавирусом. Так, например, благотворительный фонд Владимира Потанина направил 1 млрд руб. на поддержку социально незащищенных граждан. А председатель наблюдательного совета компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска помогает властям построить инфекционные блоки в городах, где размещены его предприятия.

Ульяна Миненкова

Вся лента