Инклюзивная сказка
О людях с синдромом Дауна сняли лирическую комедию
Премьера фильма Юлии Сапоновой «Съесть слона» об актерах инклюзивного театра «ВзаимоДействие» прошла в эфире «Первого канала». Теперь эту «лирическую документальную комедию», как определяют жанр картины авторы, можно посмотреть на онлайн-платформе МТС ТВ. Рассказывает Юлия Шагельман.
Маше Быстровой 19 лет, и она мечтает стать актрисой. Первый шаг к исполнению этой мечты она совершает, когда ее принимают в труппу театрального проекта «ВзаимоДействие», где все актеры, как она сама, люди с синдромом Дауна. Режиссер Маргарита Ребецкая ставит спектакль-сказку «Я танцую», сюжет которого очень похож на Машину историю: он о девочке, которая хочет стать танцовщицей, но сначала должна совершить целое путешествие, познакомиться с новыми людьми и открыть новые качества в самой себе. Маше достается маленькая, но ответственная роль. И режиссер, и постоянные актеры труппы сразу принимают ее как свою, однако на сцене у девушки начинаются проблемы: от страха и неуверенности она замыкается в себе, не может ничего сказать или пошевелиться и тем самым подводит всех остальных. Тогда режиссер Рита дает ей тот самый совет, ставший названием фильма: «Как можно съесть слона? Только по кусочкам»,— даже если не получается сразу допрыгнуть до цели, можно идти к ней маленькими шажочками, каждый из которых важен.
По своей структуре «Съесть слона» напоминает любую традиционную историю о творческих (или, скажем, спортивных) коллективах, готовящихся к большому событию, только здесь характеры и ситуации не придуманы — это реальная жизнь как таковая. Важный спектакль предстоит и труппе «ВзаимоДействия» — они должны выступить во Дворце наций ООН в Женеве. А пока идет повседневность: репетиции, примерки костюмов, работа над ролями и над собой. И конечно, поскольку все актеры труппы еще очень молоды, завязываются дружбы, влюбленности (счастливые и не очень), соперничества и неизбежные ссоры.
Здешние герои тоже кажутся давно знакомыми. Есть, например, романтичная Маша Будина, которая все время витает в облаках, мечтает быть похожей на главную героиню сериала «Великолепный век» и постоянно в кого-то влюбляется. Есть застенчивый Стас Милявский, держащийся в сторонке, но проникающийся чувствами к залетной гостье — Каролин Майерс Бок, режиссеру аналогичного театра из Австралии; ее отъезд заставляет его надолго загрустить и уйти в себя. Есть «царь горы» Влад Ситдиков, покоритель сердец и весьма амбициозный молодой человек — он стремится стать лидером труппы, затевает конфликт с лучшим танцором Стасом Богдановым и даже задумывает интригу с целью занять место режиссера (по счастью, вся эта ситуация благополучно разрешается). Его девушке, еще одной Маше, Сиротинской, приходится непросто с таким энергичным и много о себе понимающим бойфрендом. Гриша Данишевский, ставший предметом воздыханий сразу двух девушек, что, конечно же, приводит к проблемам на репетициях, наоборот, разрешает эту ситуацию с неожиданной мудростью.
Камера (операторы Алексей Петрушкевич и Дмитрий Шебунин) следит за этими перипетиями, которые иногда перебиваются коротенькими комментариями героев. Да, это совершенно обычные ребята, еще не совсем вышедшие из подросткового возраста, иногда смешные, иногда недалекие, иногда умные и трогательные, способные пошутить над собой и взрослеющие на глазах у зрителя. Их особость выражается не столько в диагнозе, сколько в настоящих, непридуманных талантах, а также в большей эмоциональности, в том, что они не боятся естественно выражать свои чувства и быть самими собой.
Авторам фильма посчастливилось найти точную интонацию: ни назидательности, ни снисходительности по отношению к героям, ни спекуляций на «деликатную» тему. Конечно, лента не лишена некоторой сказочности: она рисует красивую картинку, в которой все друг друга любят, ребята ни разу не сталкиваются с предубеждениями, их жизни за пределами безопасного пространства, каким является театр, мы не видим. Это, пожалуй, несколько сужает фокус, но, с другой стороны, конкретная история, выбранная для фильма, действительно история успеха. И если съесть слона можно только по кусочкам, то «Съесть слона», показанный на федеральном канале и приоткрывающий широкой публике глаза на людей с синдромом Дауна,— первый такой кусочек.