Форс-мажор — не индульгенция
Минфин разъяснил, закупки чего можно и чего не стоит оправдывать обстоятельствами
Минфин не увидел рисков злоупотреблений в праве госзаказчиков совершать любые закупки у единственного поставщика для борьбы с пандемией коронавируса: такая закупка жестко регламентирована законом, должна иметь причинно-следственную связь с форс-мажором — и все равно будет проверена Казначейством, Счетной палатой и региональными контролерами.
Разрешение госзаказчикам проводить любые закупки у единственного поставщика, ссылаясь на пандемию коронавируса как обстоятельство непреодолимой силы, не спровоцирует злоупотреблений временным послаблением закона о госзакупках (ФЗ-44), сообщили “Ъ” в Минфине.
Закупка у единственного поставщика должна устранить временные затраты на длительные процедуры торгов, недопустимые при наступлении форс-мажора и введении режима повышенной готовности. Одновременно такая закупка проходит по универсальным правилам закона: как и любая иная закупка у единственного поставщика, она должна иметь причинно-следственную связь с обстоятельствами, которыми оправдывается.
В случае коронавируса речь идет, например, о закупках для медицинских нужд — строительных объектов, медицинской техники, лекарственных препаратов и пр.
В Минфине отметили, что серьезных опасений из-за временных уступок заказчикам не видят, поскольку в дальнейшем оценивать обоснованность тех или иных закупок еще будут контролеры — Федеральное казначейство, Счетная палата и региональные органы финансового контроля в рамках запланированных контрольных мероприятий. При этом после завершения пандемии в план работы контролеров могут войти специальные проверки закупок, связанных с борьбой с коронавирусом.
Ранее глава СП Алексей Кудрин сообщил, что Счетная палата проверит все подобные решения, пока же правительству нужна свобода действий для принятия оперативных мер.