Но вы держитесь
Комплекс мер по поддержке бизнеса в условиях распространения коронавируса вводят в Ульяновской области
В Ульяновской области с учетом влияния ситуации, связанной с противодействием распространению коронавируса, вводят меры по поддержке бизнеса в виде арендных, налоговых и кредитных «каникул», рассрочек по платежам, специальных финансовых инструментов, аренды персонала. Все эти меры будут применяться к высокорисковым сферам бизнеса (всего 13 видов), которые уже определены распоряжением губернатора. Пакет документов планируется постоянно дополнять в зависимости от развития ситуации. По мнению экспертов, меры, предлагаемые на уровне региона, необходимы, однако они не смогут кардинально удержать ситуацию, поскольку негативные факторы носят внешний характер.
Правительство Ульяновской области разрабатывает пакет срочных мер по поддержке субъектов бизнеса, на которые оказала свое влияние ситуация, связанная с распространением коронавируса COVID2019. В понедельник стало известно, что губернатор региона Сергей Морозов подписал распоряжение «О некоторых мерах по поддержке субъектов бизнеса» (233р от 20 марта 2020 г.). Документ выложил во вторник на своей странице в Facebook глава государственной Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области (КРПП) Руслан Гайнетдинов.
В распоряжении «в целях обеспечения экономической устойчивости» определены виды деятельности, которые в ситуации противодействия распространению коронавируса относятся к высокорисковым (всего их 13) — гостиницы, рестораны, кафе, организации теле- и радиовещания, компании, работающие в сфере туризма, а также организации, действующие в сферах образования, культуры, спорта, отдыха и развлечений. Облправительству предложено до 27 марта разработать план первоочередных мероприятий.
В конце минувшей недели Сергей Морозов уже подписал распоряжение «О приостановке проверок», согласно которому, исполнительным органам региональной и муниципальной власти в рамках своих полномочий рекомендовано до 1 мая 2020 года приостановить назначение проверок (за исключением проверок, связанных с возможным причинением вреда жизни и здоровью граждан, с угрозой возникновения ЧС и с выдачей разрешительной документации).
Кроме того, на заседании регионального оперативного штаба по противодействию распространению коронавирусной инфекции губернатор заявил о необходимости «ввести арендные каникулы на объектах государственной и муниципальной собственности», «предусмотреть особый порядок сохранения или временного перевода высвобождающегося персонала», а также проработать возможность предоставления отсрочек по коммунальным и иным платежам, подобрать особые условия «для компаний, напрямую зависящих от ограничительных мер, вводимых государством». Также он поручил обеспечить реструктуризацию платежей и введение кредитных каникул для предпринимателей, ввести специальные финансовые продукты для компаний, попавших в тяжелую финансовую ситуацию.
Руслан Гайнетдинов пояснил „Ъ“, что документы по ряду мер поддержки уже подготовлены, «все они как раз будут касаться тех сфер бизнеса, что оговорены в распоряжении губернатора № 223р». «По распоряжению о введении арендных каникул все держатели государственного и муниципального имущества должны будут выпустить свои нормативные акты, согласно которым администрация обязана в течение трех дней рассмотреть заявление предпринимателя и предоставить отсрочку оплаты аренды до 1 сентября, «после чего должна быть произведена реструктуризация долга с постепенной его выплатой небольшими „порциями“». Во вторник также направлено обращение губернатора к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением делегировать региональному УФНС полномочия по предоставлению отсрочек по налогам для оговоренных видов бизнеса. Кроме того, отмечает Руслан Гайнетдинов, фонды, входящие в КРПП, разработали положения по новым финансовым продуктам. «Это возможность рефинансирования. Если бизнес попал в сложные условия с кредитом под 12% готовых, мы можем рефинансировать его под 3%. Расширяем перечень целей финансирования: если раньше не финансировали пополнение оборотных средств, выплату зарплаты и налогов, то теперь даем такую возможность»,— поясняет глава КРПП.Также, в целях сохранения ситуации с занятостью населения, вводится система перераспределения трудовых ресурсов. «Например, в пик потребительской активности сетям не хватало людей, в то время как в ресторанах официанты, имеющие медкнижки, сидят без дела. И мы на принципах аренды персонала перебрасываем людей в тот же „Ашан“. Кроме того, ведутся переговоры с поставщиками коммунальных ресурсов, по предоставлению отсрочек по платежам»,— сказал Руслан Гайнетдинов. По его словам, «ситуация серьезная, она уже сказалась на различных видах бизнеса, в первую очередь пострадали сферы туризма и гостиничного бизнеса», «семь турагенств региона приостановили свою деятельность, заполняемость отелей опустилась до 20%, в то время как порог рентабельности у них составляет 40%», у Инзенского ДОЗа 90% древесины шло на экспорт в Европу, теперь их основной экспортный дилер полностью приостановил закупки, компания Nemak, поставляющая головки цилиндров для skoda, лишилась половины экспорта в связи с остановкой производства в Чехии. «Ситуация в бизнесе отслеживается в ежедневном режиме, исходя из нее будут разрабатываться и новые меры поддержки малого, среднего и крупного бизнеса»,— сказал господин Гайнетдинов.
На новые инструменты поддержки, по данным КРПП, предусматривается дополнительное финансирование как из регионального, так и из федерального бюджета, «пока это точно не определено, но это сотни миллионов рублей».
Доктор экономических наук, завкафедрой «Экономический анализ и госуправление» УлГУ, эксперт региональной Общественной палаты Анатолий Лапин считает, что меры, предпринимаемые губернатором, необходимы, они «могут частично ослабить негативное влияние внешних факторов, потому что масса дестабилизирующих факторов носит не региональный характер». По его мнению, катастрофическое падение цен на нефть на фоне экономических последствий распространения коронавируса ведет к падению цен по всему сырьевому сектору, и «по масштабам это может быть аналогом кризиса начала 90х годов». «Нужны неординарные меры и нетривиальные подходы, в том числе и на уровне региона, нужно возвращаться к антикризисным штабам и прогнозам негативного развития экономики, чтобы понимать, откуда взять деньги, и что можно сделать без денег»,— сказал эксперт.