Творческое объединение
Инклюзивные арт-программы
У многих музеев и художественных институций есть собственные инклюзивные программы — от специальных экскурсий до арт-терапии. О них немало рассказывали. Но существуют и другие инклюзивные арт-программы, которые не организованы культурными институциями, а являются инициативой фондов, НКО и частных лиц. Некоторые из них позволяют особым художникам принимать участие в выставках, побеждать на конкурсах и реализовывать тиражные арт-проекты.
«Антон тут рядом»
Керамическая тарелка «Я страшно голоден блинами», сервиз с изображенными в наивной манере волками и птицами или заставляющая замереть надпись в красной раме: «Я молчу, когда чувствую любовь. Любовь — это тишина». Все это работы подопечных центра «Антон тут рядом».
Это первый российский центр социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом. Открыли его в декабре 2013 года. Создание центра — проект фонда «Выход в Петербурге», видящего своей миссией «дать обществу доступ к личностным, коммуникативным и творческим ресурсам людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), помочь людям с РАС реализовать свой потенциал».
В числе программ центра «Антон тут рядом» — творческие мастерские, в которых работают взрослые люди с аутизмом. Они создают штучную продукцию ручной работы (керамическую посуду, деревянные органайзеры и проч.), а кроме того, по их эскизам изготавливают тиражные сувениры — открытки, значки и текстильные сумки-пакеты.
Можно не только купить уже готовые работы: центр предлагает возможность размещения корпоративного заказа на сувениры для партнеров или предметы для оформления интерьера офиса.
Также среди программ есть инклюзивные экскурсии, половина слушателей которых взрослые студенты фонда «Выход в Петербурге», а вторая половина — люди без аутизма. Несколько музеев уже присоединились к инициативе, предложение по участию для других культурных институций можно найти на сайте фонда.
«Колесо обозрения»
На главной странице сайта «Колеса обозрения» изображено то самое колесо с сидящими в кабинках девочкой с персиками, девушкой с жемчужной сережкой, героем «Крика», Джокондой и другими не менее известными персонажами произведений искусства. И две кнопки рядом — «Помочь» и «Стать участником».
«Колесо обозрения» — некоммерческая организация «для детей и молодых людей, их семей и друзей, с инвалидностью и без об искусстве, творчестве и музеях». Участниками могут стать семьи с детьми с инвалидностью в возрасте от 6 до 18 лет и молодые люди с ментальной инвалидностью в возрасте от 16 до 30 лет. Проект работает с семьями, проживающими в Москве и Московской области.
«Мы хотим, чтобы искусство стало доступно всем — включая тех, кому нужна наша помощь. Поэтому мы объединяемся с лучшими музеями Москвы, чтобы дети с физическими или когнитивными особенностями бесплатно приходили со своими близкими на выставки, открывали для себя поразительный мир искусства, преодолевали свои страхи, пробовали себя в роли художников — и обретали поддержку, дружбу и веру в будущее»,— рассказывают о проекте его создатели.
Кроме этого инклюзивного социального проекта среди других инициатив некоммерческой организации — ежегодный конкурс «Я художник — я так вижу» (для детей и молодых людей с инвалидностью и их братьев и сестер в возрасте от 6 до 20 лет) и реализуемый совместно с ИКОМ России при поддержке БФ Сбербанка «Вклад в будущее» проект «Инклюзивный музей», нацеленный на то, чтобы сделать музеи открытыми и комфортными для всех посетителей. Среди новых форматов «Колесо обозрения — инклюзия и арт-реабилитация в музее». Это групповые занятия для детей с инвалидностью и их родителей в музеях. Проект реализуется в сотрудничестве с Всероссийским музем декоративного искусства, Российским национальным музеем музыки, Московским музеем современного искусства (Музей Вадима Сидура), МВЦ «Музей моды», Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
«Новые городские художники»
Первая студия в Санкт-Петербурге для художников, живущих в психоневрологических диспансерах, появилась в 2018 году. Ее открыла основанная ранее Евгенией Штиль организация «Дети Павловска» (помощь выпускникам Павловского детского дома для детей-инвалидов) совместно с обществом «Инфакто». Художник Стас Багс пришел в студию «Арт-штаб» как преподаватель. Из этого сотрудничества родился их совместный проект «Новые городские художники». Студия — что-то типа арт-резиденции, это и практические занятия, и походы по музеям, и погружение в петербургскую арт-среду. Ищут художников для студии в интернатах, дают им что-то вроде тестового задания — изобразить предмет — и смотрят, кто как представит его на бумаге. Почему именно мир искусства? Потому, говорит Евгения Штиль, что в нем больше свободы и возможности самореализации, чем в выпекании хлеба или шитье фартуков. И нет того стандарта, по которому хороший хлеб отличают от плохого. Штиль и Багс принципиально против термина outsider art. Важно не то, что резиденты «Арт-штаба» являются воспитанниками интернатов, прежде всего они городские художники. В феврале нынешнего года прошла первая выставка «Новых городских художников» в Москве.