«Посмеяться всегда хорошо»

Дэвид Шригли

Если вы еще не подписаны на Дэвида Шригли в Instagram (@DavidShrigley), то вам незамедлительно стоит это сделать. Работы этого британского художника, номинанта на премию Тернера 2013 года, очень тонко и иронично отображают сегодняшний мир. Неудивительно, что французский дом Ruinart, много лет сотрудничающий с яркими представителями художественного мира, пригласил именно его для нового совместного проекта и дал ему карт-бланш на создание произведений. Итогом стала серия работ, объединенных названием «Необычные пузырьки» (Bulles singuliуeres): 36 рисунков, три неоновые надписи, два керамических сосуда и одна дверь. В них он рассуждает об истории компании и даже поднимает экологические проблемы, которым дом уделяет особое внимание. Один из рисунков, представленный на выставке, которая ненадолго открылась в начале марта в Париже, оказался особенно злободневным. Он выглядит как передовица газеты с огромной надписью: «It won’t be like this forever» («Так не будет вечно»). После презентации во Франции работы Дэвида Шригли будут представлены на международных выставках в 37 странах мира, в том числе в России — на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow в сентябре 2020 года.

Британский художник Дэвид Шригли

Фото: Courtesy of David Shrigley

Сколько по времени — от идеи до готового произведения — занимает создание ваших рисунков?

В хороший день, включая большие работы, я могу сделать штук десять. Возможно, только три из них будут хорошие. Но это долгий-долгий день.

Вы всегда следуете четкому замыслу или это по большей части импровизация?

Иногда я составляю список того, что буду рисовать. Когда готов рисунок, я даю ему отдохнуть и думаю о тексте, который стоит на него добавить. Иногда я начинаю с текста. У меня нет никаких правил или стратегии — только вот, например, создать десяток в день. Я могу нарисовать десять, и они будут ужасны, но моя работа сделана.

Но плохие работы вы уничтожаете?

Выбрасываю.

Какую самую глупую или смешную вещь вы видели недавно?

Хм... Есть вещи глупые, а есть смешные, и они не всегда совпадают. Глупые вещи скорее раздражают. Я живу в Брайтоне, и наш район знаменит тем, что у нас никто не убирает собачье дерьмо. Это очень и очень раздражает. И кто-то написал на стене, около которой чаще всего выгуливают собак: «Pick up your shit» («Подбери свое дерьмо»). Но вместо того чтобы написать просто «дерьмо», так как это все-таки грубое слово, они написали с точками «Д.Е.Р.Ь.М.О». Конечно, всем понятно, что это значит — выражение недовольства тем, что люди не берут на себя стандартную общественную ответственность. В то же время написать все это баллончиком на стене особенно странно, так как тоже не совсем социально ответственно. Это глупо, но немного смешно. Я, кстати, всегда убираю за своей собакой.

Что еще у вас вызывает смех?

Я стараюсь в данный момент не смотреть новости, политика немного удручает. Новости вгоняют в депрессию, все вгоняет в депрессию. Я люблю комедии. Люблю стендап, я не часто хожу на выступления, но стараюсь. Когда они хорошо сделаны, то я удивляюсь, почему же я не хожу чаще? Но когда ты попадаешь на несмешной стендап, то это противоположное чувство. Разочарование. Посмеяться всегда хорошо.

Вы ждете какой-то определенной реакции людей на ваши работы?

Не знаю. Мне кажется, нужно создавать работы для себя. Иначе нельзя ждать, что они кому-то понравятся. Я хочу, чтобы мои работы заинтересовывали, предлагали зрителю подумать о том, что же все это значит на самом деле. Чтобы люди продолжали думать о смысле какое-то время после.

В ваших работах определенно есть сарказм. А еще оптимизм. Какая сторона вам ближе?

Оптимизм, без сомнения. Оптимизм — это добродетель, а пессимизм должен быть кратким. У вас есть выбор. Это не чувство или сторона, это то, каким ты решил быть.

Вы мизантроп?

Точно нет! Мне нравятся люди. Я скромный, и я не люблю быть в центре внимания. Но я люблю людей, компанию. Хотя я также очень доволен компанией с самим собой.

Вам предпочитаете путешествовать или находиться дома в Брайтоне?

Я люблю быть дома. Может быть, сейчас мы все должны немного посидеть дома. Доделать всю работу, почитать книги. Провести время с семьей и животными.

А вы когда-нибудь были в России или планируете туда приехать?

Я никогда не был в России! Ближе всего к России я был только в Будапеште или Праге. Но Россия, Москва, это же так далеко.

Ну не так далеко, всего три с половиной часа на самолете из Парижа.

Я большой фанат русских писателей: Булгаков, Достоевский, их книги сильно повлияли на меня, когда я был молод. Но три часа — это много! Хотя когда-нибудь я, конечно, приеду. Только в хорошую погоду, мне не очень нравится зима.

Беседовал Александр Бланарь, директор WLH Art Consultancy

Вся лента