«Корпоративная коллекция — это большой социальный проект»
Исполнительный вице-президент и директор корпоративной коллекции Газпромбанка Марина Ситнина
Расскажите, пожалуйста, об истории корпоративного коллекционирования. Кому и зачем это стало нужно?
Рождение первой банковской коллекции современного искусства можно датировать концом XV века, когда банк Monte dei Paschi в Сиене заказал художнику Бенвенуто ди Джованни картину «Мадонна Милосердия» для своего офиса. Коллекция, как и сам банк, жива и сегодня. Вообще нужно помнить, что любое искусство когда-то было современным — меценаты братья Морозовы, Сергей Щукин, братья Третьяковы и даже Екатерина II приобретали современное искусство. Поэтому не так удивительно, что и сейчас более 80% корпоративных коллекций полностью сконцентрированы на нем или имеют современные произведения в своем составе.
Если говорить о корпоративных коллекциях в новое и новейшее время, то первые из них появились в США в конце XIX века, потом присоединилась Европа, и уже в XXI веке тенденция захватила Азию. Изначально корпоративные коллекции были скорее инструментом рекламы и маркетинга. Бум корпоративных собраний пришелся на 1980–1990-е годы, но с наступившим кризисом многие из них канули в Лету. Вторая волна коллекционирования уже отличалась тем, что компании подходили к процессу осознанно, а цели, задачи и даже предмет приобретения во многом изменились.
Что приводит компании к решению о необходимости создания коллекции?
На мой взгляд, это одна из наиболее интересных форм взаимодействия бизнеса и искусства. Как и любое коллекционирование, оно создает определенный имидж. Формирование коллекции современного искусства говорит о желании корпорации идти в ногу со временем и уверенно смотреть в будущее. Исключением, пожалуй, являются частные банки с консервативной системой ценностей, существующие с XVII века: в их офисах висят портреты основателей, главная идея, которая транслируется клиентам,— это приверженность традициям. Бизнес, как правило, устремлен в будущее, потому что зависит от развития новых технологий, креативных решений, нуждается в постоянных инновациях, он должен откликаться на вызовы времени, всегда идти вперед. Ассоциация с современным искусством здесь абсолютно понятна. Как сказал глава одной корпоративной коллекции, если ты открыт современному искусству, то открыт всему новому.
Компании приходят к коллекционированию разными путями. В случае частных компаний очень часто это желание владельца, который определяет концепцию коллекции, состав работ, бюджет и т. д. Что же касается нашего конкретного случая — это корпоративное решение, вытекающее из социальной миссии нашего банка и напрямую связанное с той поддержкой, которую банк оказывает развитию культуры и приумножению наследия в этой сфере.
Мы также первыми в России сформировали набор профессиональных услуг для клиентов, которые хотели покупать искусство и создавать собственные коллекции. Поддерживая коллекционирование как один из способов приумножения культурного наследия, мы задумались об основании собственного собрания, потому что уже наработали экспертные знания и понимание, но хотелось большего — активного участия, развития. В 2011 году было принято решение о создании корпоративной коллекции Газпромбанка, а уже в следующем году была приобретена первая серия работ. Куратором нашей коллекции стала Тереза Мавика, которая одновременно является директором фонда V-A-C, а с прошлого года еще и комиссаром павильона РФ на Венецианской биеннале. Тереза в силу своей основной деятельности прекрасно знает и мировой, и российский художественный контекст.
Начав создавать корпоративную коллекцию, вы становитесь и частью мирового сообщества коллекционеров, можете вобрать уже имеющийся значительный опыт. В этой сфере существуют профессиональные ассоциации, общий этический код, справочники и каталоги собраний и т. д. Самой представительной является Международная ассоциация корпоративных коллекционеров современного искусства (IACCCA), основанная в 2007 году. Ее члены помогают друг другу решать сложные правовые вопросы, в том числе связанные с развитием новых направлений и техник, например — мультимедийного тиражного искусства, занимаются проблемами интеграции коллекционирования в корпоративную среду, взаимоотношений с музейным сообществом, хранения и консервации и многими другими. Чтобы вступить в ассоциацию, надо быть действительно приверженным идее коллекционирования, формировать собрание, имеющее собственные тематику и концепцию, понятные принципы управления коллекцией, отбора произведений, их хранения, регистрации, экспонирования и т. д. Газпромбанк стал первой и пока единственной из России и Восточной Европы корпорацией, кто был принят в IACCCA, и, повторюсь, подавая заявку, мы должны были четко показать, какие цели и задачи перед собой ставим, как выставляем искусство, каких принципов формирования коллекции придерживаемся. К этому моменту наша коллекция уже вошла в сборник самых значительных корпоративных собраний мира (Global Corporate Collections, опубликовано Deutsche Standards EDITIONEN GmBH, Германия, 2015).
Без чего не может существовать ни одна корпоративная коллекция?
Корпоративная коллекция — в отличие от частной, которая зависит только от вкусов собирателя,— как правило, выражает определенную идею и формируется в соответствии с некоей концепцией. Наша коллекция, например, посвящена искусству современной России: с 1990-х годов по настоящее время, ее концепция — создание полноценного собрания искусства, отражающего определенный этап развития нашего общества, художественную и интеллектуальную среду, в которой оно происходило. Важным моментом является соотнесение современного российского искусства с авангардом и классическим искусством, а также с глобальным мировым контекстом.
Одним из самых важных направлений, повлиявших на искусство 90-х, был московский концептуализм, поэтому очень символично, что первым приобретением стала серия «Земляные работы» Андрея Монастырского, одного из его родоначальников. Следом в коллекции появились работы Вадима Захарова, Никиты Алексеева, Юрия Альберта. Так как мы смотрим на историю в развитии, в поле нашего зрения, естественно, все поколения художников этих десятилетий — сейчас коллекция пополняется в основном работами молодых авторов.
На решение собирать именно современное российское искусство повлиял и тот факт, что целый пласт культуры страны с 1990-х годов и до настоящего момента практически не представлен в музейных собраниях. Я думаю, что наша коллекция достаточно последовательно соединяет работы трех последних десятилетий российской истории. На настоящий момент она включает около 1 тыс. единиц хранения: это не только живопись, графика, скульптура, видеоарт, книги художника, объекты, но и многочастные инсталляции. Наша коллекция — своего рода депозитарий; наши работы участвуют в огромном количестве некоммерческих выставочных проектов — в России и за рубежом, мы никогда не отказываем не только музеям, если нас просят предоставить что-то на выставку, но и любым культурным институциям, заинтересованным в продвижении российского современного искусства. Помимо этого мы делаем кураторские проекты на базе своего собрания. Такие кураторские выставки прошли, например, в венской Альбертине, в Объединении музеев Болоньи, в ГЦСИ в Москве, многие работы участвовали в международных биеннале современного искусства — в Венеции, в Ливерпуле, Любляне. Салониках, Москве, Екатеринбурге и др.
Делает ли Газпромбанк что-то помимо закупки искусства и поддержки выставок?
Еще одним важным направлением нашей деятельности является «продюсирование», то есть финансовая поддержка создания работ современных художников. Творческий процесс существенно эволюционировал со времен Ренессанса. Тогда нужны были только холст и краски, хотя понятно, что не все художники могли, как Рубенс, работать с ляпис-лазурью, стоившей как драгоценность. Но процесс не был таким безумно дорогим, каким он стал сегодня с появлением новых медиа, виртуального искусства и так далее. Для создания произведений требуется все больше средств. Я горжусь, что мы помогли Таус Махачевой с созданием работы для основного проекта Венецианской биеннале 2017 года, прекрасное видео создал при нашей поддержке и Дмитрий Венков для выставки в музее MuHKA в Антверпене. Помимо этого есть и образовательная составляющая: мы организуем лекции для начинающих коллекционеров, вернисажи, кураторские показы работ из коллекции для сотрудников. Ведем сайт и инстаграм. Специально для художников делали семинары по юридическим аспектам купли-продажи работ, защите прав художника и коллекционера, особенно актуальные для тиражного искусства.
Как сотрудники относятся к тому, что у Газпромбанка есть свое собрание произведений искусства?
Профессор Арнольд Витте из Амстердамского университета представил на симпозиуме IACCCA исследование «Искусство на работе и взаимодействие с сотрудниками: количественный подход» о том, как соотносится корпоративное коллекционирование с корпоративной культурой. Опрос более 3 тыс. сотрудников из компаний, имеющих собственные коллекции, ставил своей целью узнать их мнение о том, почему их корпорация занимается коллекционированием. Он показал, что на первое место сотрудники поставили улучшение рабочей среды. На втором находится создание позитивного имиджа компании, третьем — поддержка искусства и культуры, четвертом — попытка вдохновить сотрудников, расширить горизонты их мышления, на пятом — демонстрация важных установок компании и уже на шестом — финансовый аспект. В последнее время мы видим значительный рост интереса к коллекции, особенно среди молодых сотрудников банка, и будем дальше работать над тем, чтобы все перечисленное реализовывалось.
От каких иллюзий лучше сразу отказаться компании, которая решила основать корпоративную коллекцию?
Во-первых, что ее можно оценивать как любой другой материальный актив на балансе компании. На сегодняшний момент на арт-рынке нет способов профессиональной рыночной переоценки, как на финансовом или товарном. Но это не значит, что произведения искусства — а тем более профессионально формируемые коллекции — не могут расти в цене. Напротив, опыт коллекционирования свидетельствует о другом. Во-вторых, не рассчитывайте, что начать будет просто. Сначала нужно провести подготовительную работу, вникнуть во все профессиональные нюансы, от хранения до правообладания, наладить внутреннюю коммуникацию в компании. В-третьих, не ожидайте, что вы немедленно сможете пожинать плоды своей деятельности. Сиюминутной славы и выгоды не будет. По сути, это большой социальный проект — и относиться к нему нужно соответствующе.