Африка уповает на милость вируса
Континент отстает от мира в борьбе с COVID-19
С четверга на три недели закрываются шахты и рудники Южно-Африканской Республики (ЮАР) — одного из лидеров мировой горнодобывающей промышленности. Карантин распространяется и на граждан страны, и на общественные заведения. Однако превентивные меры приняты далеко не всеми африканскими странами, так что остановить рост масштабов эпидемии на континенте вряд ли удастся, как и стремительное распространение фейковых новостей о коронавирусе.
Около 6 млн предназначавшихся для Германии медицинских масок-респираторов FFP2, заказанных службой закупок немецких вооруженных сил, были утеряны в аэропорту Кении. Об этом со ссылкой на собственные источники сообщил во вторник немецкий журнал Der Spiegel. Куда пропали маски, а главное, как они попали в Кению, неизвестно, уточняет журнал.
Если эта история у многих пользователей соцсетей вызвала ироничные комментарии, то другие новости с континента в эти дни куда более тревожны: эксперты в один голос говорят о рисках взрывного распространения коронавируса в Африке. В целом ряде стран континента, тесно связанных с внешним миром глобальными цепочками производства, растет нервозность.
Но по-прежнему нет никакой возможности ни отслеживать реальное положение дел, ни обеспечить достаточное количество тест-систем, ни наладить бесперебойную работу систем здравоохранения.
Как сообщил в среду днем Африканский союз, на континенте количество инфицированных коронавирусом достигло 2412 человек. Из 54 стран Африки заразившиеся выявлены в 43 странах. Скончались 64 человека, смерти зарегистрированы в 14 странах.
Первые новости из Африки в контексте COVID-19 появились еще в конце января. Когда в Китае счет жертв пошел на десятки, авиакомпания Ethiopian Airlines (крупнейший африканский авиаперевозчик) вроде как прекратила продавать билеты на рейсы в КНР, но быстро опровергла эту информацию. К 9 февраля в Африканском союзе рапортовали: подтвержденных случаев заражения нет (хотя заместитель директора департамента Африки МИД РФ Олег Озеров уже 11 февраля на пресс-конференции уверял, что они есть).
Затишье продолжалось до конца февраля. На всем континенте вирус был зафиксирован лишь в Алжире, Египте и самой населенной стране региона Нигерии. Затем подтверждения «первых» случаев посыпались одно за другим: Сенегал, ЮАР, Демократическая Республика Конго (ДРК), Центральноафриканская Республика, Нигер, Ангола…
С середины марта сначала север континента, начиная с Марокко, а затем и другие страны начали замораживать авиасообщение, в Дакаре (Сенегал) закрыли крупнейшую в регионе мечеть, ЮАР запретила въезд иностранцам.
21 марта, когда случаи вируса были зафиксированы по крайней мере в 30 странах Африки, на жесткие меры пошла Руанда: президент Поль Кагаме, бессменно правящий страной с 1994 года, первым среди лидеров континента объявил о полном закрытии границ и введении карантина. Вслед за ним границы стали закрывать и другие страны.
При этом, как и на других континентах, в Африке пандемия обернулась обострением застарелой вражды — в данном случае с европейцами. В чем-то это даже объяснимо: в Сенегале первым официально инфицированным стал гражданин Франции, проживавший в дорогом столичном отеле, в Нигерии — гражданин Италии, в ДРК — гражданин Бельгии, а в Египте 8 марта первым на континенте скончался от коронавируса турист из ФРГ. Среди африканцев поползли слухи о том, что европейцы якобы специально завозят вирус на континент. Публично возмутиться в связи с этим пришлось даже главе внешнеполитической службы ЕС Жозепу Боррелю.
В этих условиях эксперты бьют тревогу: несмотря на призывы ВОЗ и опыт 2014 года, когда от лихорадки Эбола в Западной Африке скончались более 900 человек, страны континента пока не приняли решительных мер и не готовы столкнуться лицом к лицу с пандемией. К югу от Сахары карантин пока введен только в Руанде, Сенегале, Кот-д`Ивуаре и с четверга вводится в ЮАР. В последней из этих стран на три недели закроются шахты и рудники. Но на месторождениях в других государствах работа пока продолжается. По подсчетам экономической комиссии ООН для Африки, страны континента уже потеряли 1,4% совокупного ВВП, и распад цепочек поставок уже в ближайшие месяцы ударит по ним еще больше.
Учитывая высокую плотность населения и повальную бедность, едва ли не большинство африканцев — самозанятые, и убедить их посидеть на карантине практически невозможно.
Свою роль играют и дефицит водных ресурсов во многих областях (руки в чистой воде вымыть попросту негде), и низкий уровень образования. Из-за этого в местных мессенджерах стремительно распространился популярный фейк о том, что на жарком солнце вирус все равно не выживет.
«Фейковые новости о коронавирусе распространяются быстрее, чем сам вирус, и мы призываем предотвратить распространение этой инфодемии»,— писала одна из самых популярных газет Африки кенийская The Daily Nation, называя коронавирус самым серьезным кризисом для национальной системы здравоохранения со времен обретения независимости (1963 год). Журналистка издания пересказала распространенные и далеко за пределами Африки мифы. В частности, как ей рассказала помощница по дому, правительство, мол, скрывает настоящие цифры, а также утаивает тот факт, что лекарство от вируса уже найдено.