Коронавирус в рекламе не нуждается
Рекламный рынок Екатеринбурга может сократиться на 30%
На фоне распространения коронавируса уральские ивент-агентства сталкиваются с массовыми отменами и переносами мероприятий. Участники рынка прогнозируют банкротства в этом сегменте, если ситуация не изменится до мая. Со снижением объемов сталкивается и рынок наружной рекламы из-за опасений рекламодателей, связанных со снижением трафика в Екатеринбурге. В целом эксперты АКАР Урала прогнозируют сокращение рекламного рынка на 20–30%, если ситуация останется прежней в течение лета.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) на Урале, на фоне распространения коронавируса в регионах наблюдается рост телесмотрения. Соответственно, положительные изменения могут произойти на рекламном рынке в сегменте телевидения, полагает директор АКАР Урала Алексей Парфун. В рекламной группе Deltaplan уточнили, что жители Екатеринбурга за прошлую неделю смотрели телевизор на 2,48% больше, чем неделей ранее. «Рост произошел за счет зрителей до 25 лет и в дневное время.
Основная масса работающих или перешла на онлайн-потребление, о чем говорит резкий рост посещаемости местных интернет-ресурсов до 50%, или им было не до контента из-за непростой экономической ситуации в целом ряде бизнесов»,— сообщил исполнительный директор рекламной группы Deltaplan Станислав Черный.
Эксперты полагают, что ситуация с коронавирусом и ослабление рубля пока не коснутся рекламы в сегментах радио и печатной прессы. «Компании понимают, что после стабилизации ситуации они потеряют долю рынка из-за отказа от продвижения, поэтому не торопятся сокращать рекламу»,— пояснил господин Парфун. Он отметил, что из-за распространения коронавируса сильнее всех пострадают ивент-агентства, которые уже столкнулись со значительными изменениями в работе.
Участники рынка подтверждают, что сталкиваются с трудностями из-за действующего ограничения на массовые мероприятия численностью более 50 человек. Гендиректор PR-агентства «Ньютон» Алексей Глазырин сообщил, что рекламодатели отменяют или переносят проведение даже тех мероприятий, на которых планируется присутствие менее 50 человек. «Услуг на ивент-рынке нет. Только сегодня мне позвонили из трех компаний: заказчик из банковской сферы перенес мероприятие на неопределенный срок, еще две компании перенесли заказы на июнь и сентябрь. Такое поведение отчасти связано с истерией из-за коронавируса»,— полагает господин Глазырин.
Он отметил, что в сложившейся ситуации некоторые мероприятия переходят в онлайн-формат, который стал пользоваться большей популярностью. Однако компенсировать потери из-за изменения формы проведения ивентов не удастся, полагает эксперт. «Все понимают, что в интернете будет иное распределение средств между площадкой, на которой ты размещаешь видео, и участниками мероприятия. Например, если в обычное время актер может получить за выступление 30 тыс. руб., то в онлайн-формате — примерно половину этой суммы»,— пояснил господин Глазырин.
Рынок наружной рекламы также сталкивается с трудностями из-за опасений рекламодателей, что пассажиропоток в Екатеринбурге снизится. «Мы видим снижение пешеходного и автомобильного трафика на улицах. Уменьшаются и объемы рекламы в метро и наземном общественном транспорте, рекламодатели отказываются от использования сити-форматов наружной рекламы в адресных программах на апрель»,— сообщил господин Черный. В группе Deltaplan при этом отметили, что востребованность традиционных щитов пока не снизилась. Кроме того, некоторые сегменты бизнеса (например, банки, девелопмент), которые наблюдают всплеск потребительской активности, стали чаще использовать билборды и крупные форматы.
По данным all-billboards.ru, на апрель в Екатеринбурге свободны 69 рекламных щитов большого формата, их загрузка составляет 49%. При этом в следующие два месяца загрузка составит 48%. Число свободных ситибордов составляет 489 штук, их загрузка — 48%. Второй показатель в мае и июне составит 39% и 38% соответственно.
Если ситуация с коронавирусом и ослаблением рубля продолжится и летом, то некоторые игроки рекламного рынка покинут его, полагают эксперты. «При позитивной ситуации, если кризис пройдет в течение двух месяцев, ивент-агентства понесут минимальные потери»,— полагает господин Глазырин. В целом по итогам 2020 года рекламный рынок может сократиться на 20–30%, отметил господин Парфун. По итогам 2019 года его объем составил порядка 2,1 млрд руб., это на 7% ниже показателя за 2018 год. Аналитики АКАР-Урал зафиксировали падение рекламы, размещаемой во всех сегментах: в прессе она составила 162 млн руб. (минус 24%), на телевидении — 936 млн руб. (минус 8%), на радио и на наружных носителях объем снизился на 2%, до 316 млн руб. и 632 млн руб. соответственно.