«Опасаюсь, что эта неделя превратится в более длительный срок»
Прямая речь: вам меры поддержки государства помогут?
Следующая неделя в России объявлена нерабочей. Это должно помочь сдержать распространение коронавируса. В ряде регионов власти распорядились закрыть торговые центры, рестораны, фитнес-клубы. Компании, которые и без того уже терпят убытки, настроены довольно пессимистично, несмотря на обещания властей поддержать бизнес. “Ъ-Урал” спросил у бизнесменов и экономистов, что не так с мерами господдержки.
Как Владимир Путин предложил поддержать бизнес:
- Снизить ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса с 30% до 15%.
- Отсрочить налог, кроме НДС, малому и среднему бизнесу.
- Ввести мораторий на шесть месяцев на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов.
- Для граждан, чей общий доход от вкладов превышает 1 млн рублей, установить налог 13% на получаемые проценты.
Валентин Кузякин,
ресторатор (заведения «Сойка», Engels, «Гады. Крабы и Вино»):
— Снижение ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса до 15% — отлично, конечно, но сейчас это не спасает. В каждом ресторане 30-60 сотрудников, все рестораны города уже две-три недели на волне паники работают в ноль или в минус. Послезавтра нас закроют, приток вообще остановится. Доставка никого не спасет, в нашем случае это 5% оборота, она не выросла с начала эпидемии и вряд ли вырастет.
Юрий Романович,
генеральный директор группы компаний ТЭН (ТРЦ «Алатырь»):
— Никто не знает, насколько эта неделя может затянуться. Сейчас с арендаторами будем разрабатывать антикризисную стратегию. Будем договариваться по арендным ставкам, по льготам, по тому, как заново им открываться, как сохранить поток клиентов, а нам сохранить арендаторов. Задача сейчас общая. То, о чем я вчера услышал, мне достаточно сильно понравилось, мы давным-давно работаем в белую, соответственно, история о снижении ставки по соцстрахованию она нам очень понравилась — это снизит нагрузку.
По остальным мерам комментировать пока сложно, пока ведь это только сформулировано вслух. Я, как юрист, предпочитаю почитать, что будет написано на бумаге. Самое большое, чего я опасаюсь, что эта неделя превратится в более длительный срок. Неделю пережить можно, сжав все ресурсы, а если все это затянется, то уже ничего не прогнозирую. У нас снижение трафика и так было на 30-50%.
Сергей Петрин,
владелец ресторанов «ХочуПури» и Tom Yum Bar:
— Путинская мера для нас практически неощутима. Из-за недельного карантина мы еще в минус будем работать. Так как отсрочка по налогу — это когда ты набрал минусов за время перебойной работы, а потом на пониженном спросе у тебя еще и долг по налогам дополнительно будет к твоим основным потерям. Должна быть какая-то помощь по аренде, а ее как раз никакой нет. Мы растеряем аудиторию пока вирус будет гулять, поэтому я думаю, что мы все сейчас упадем и кто из этого выплывет неизвестно. Но я думаю, что опытный предприниматель всегда найдет способ, как начать все заново. В любом случае, большая часть ресторанов распустит свой персонал в долгосрочный отпуск, а этот отпуск может быть невозвратным для многих. С доставкой еще непонятно, насколько это эффективно, ведь курьерские службы тоже берут себе хороший процент, поэтому придется делать хороший средний чек, а хороший средний чек не каждый сможет потянуть.
Владимир Городенкер,
генеральный директор ГК «Атлас девелопмент»:
— «Атлас девелопмент», безусловно, прислушается к решениям президента, однако процесс строительства очень инертный и не предполагает работу с выходными днями. Каждый объект строительства — от его старта до ввода в эксплуатацию — строится без единого выходного дня. Исключением, как правило, бывает несколько новогодних дней и когда температура воздуха падает ниже 25 градусов. Все остальное время стройка идет круглогодично. На стройплощадках идет непрерывный технологический процесс. В один момент остановить стройку невозможно. Чтобы заморозить строительство необходимо выполнить целый перечень мероприятий: разработать и согласовать проект заморозки, выполнить необходимые работы для защиты строительных конструкции, фасадов, инженерных коммуникации и так далее. Поэтому мы не планируем уходить на выходные на следующей неделе. Также все наши подрядчики, производственные базы и поставщики стройматериалов выразили готовность не прекращать работу и дальше заниматься производством работ.
Яна Ганник,
сооснователь банка для предпринимателей «Точка»:
— В рамках поддержки населения в стране будет введен еще один налог, а все сотрудники еле дышащих российских предприятий будут отправлены на недельные каникулы за счет этих предприятий. В Москве насильно закроют все заведения, кроме продуктовых магазинов и аптек. На неделю! В Москве, где сосредоточено большинство предпринимателей страны. После того, как твой работодатель отдал около 40% твоей зарплаты, отдай сам еще 13% от навара, если умудрился накопить на вкладе больше миллиона.
Остальные предложенные меры неплохие, хоть и недостаточные. Нужна отсрочка по НДС (лучше бы вообще НДС давно уже отменили, но это другой разговор). Не просто отсрочка по остальным налогам, а каникулы на период эпидемии, чтобы не создавать потом вторую волну агонии для тех, кто все-таки выживет. Нужны беспроцентные займы на период эпидемии для МСБ, компенсация зарплат сотрудников малых предприятий из терпящих бедствие отраслей (до 25 человек штат) на период выходных хотя бы на условиях софинансирования государства и бизнеса. Если уж решили делать изоляцию, то лучше бы ввели жесткий карантин для всех на неделю, чем каникулы, которые толком не сработают. Вместо налога на процент с вкладов и ценных бумаг, нужно вводить прогрессивный НДФЛ в зависимости от дохода, как в ряде других стран.
Юлия Лаврикова,
директор института экономики УрО РАН:
— Любая отсрочка налогов и выплат по кредитам хороша, если бы точно знать, что после окончания эпидемии будет всплеск спроса и доходов. Очевидно, что этого не будет. Соответственно, отсрочка просто отсрочит смерть и банкротства предприятий. Это лишь перенос плохой ситуации на неопределенный срок. На мой взгляд, хороший пример показал Китай, который разумно справился и с вирусом, и показал неплохой опыт опеки бизнеса государством. Там ввели налоговые каникулы, определенные предприятия получили ссуды, компенсирующие недопоставку импортных запчастей, комплектующих. У бизнеса в Китае была уверенность в том, что ему помогут. И сейчас Китай не прогнозирует спад экономики по итогам года.
Возможно, в России тоже пересмотрят озвученные меры поддержки. Но важно провести объективную оценку того, кто действительно пострадал больше всех. Есть ведь сферы, которые выиграли от ситуации, есть те, кто быстро восстановится по спросу, а есть реально пострадавшие от закрытия границ, от того, что спрос не восстановится. Должна быть объективная экономическая оценка. Пока нет этого понимания, нет оценки ущерба. Пока все находятся в состоянии неопределенности. Ситуация необычная и сложно прогнозируемая. Пока бизнес в депрессивном настроении. Прогнозируется только рост числа банкротств.
Антон Гиренко-Коцуба,
сеть фитнес-клубов Power House Gym:
— Отсрочка по налогам поможет, хоть и минимально. Основные расходы в сфере услуг это аренда и зарплата, по ним, особенно по аренде, ничего существенного не предложено. Навредить могут не предложенные меры, а отсутствие реакции на предложения фитнес-сообщества.
Кирилл Шлаен,
ресторатор (заведения «Агонь», Pinzeria Bontempi, Double Grill & Bar):
— Меры, предложенные президентом, конечно, помогут отрасли. Но с учетом указа губернатора о закрытии ресторанов, лучшим способом помочь людям была бы прямая выплата временах фиксированных пособий всем сотрудникам индустрии гостеприимства на время длинных выходных или других возможных форм карантина. 90% работодателей в этой сфере — субъекты малого предпринимательства. Их возможности исчерпал март. Социальная ситуация выглядит угрожающе. Действия российских властей по предотвращению распространения вируса выглядят эффективными, возвращение к нормальной жизни возможно уже в мае. Надеюсь, государство найдет ресурсы для поддержки людей. Это главная ценность ресторанного бизнеса.
Александр Оглоблин,
владелец сети супермаркетов «Елисей»:
— По факту, покупатели уже потратили свои деньги. Давайте исходить из того, что подавляющее большинство населения живет далеко не зажиточно. Отчасти с этим связано то, что в отличии от Европы, у нас все с полок не смели. Сети отметили рост товарооборота на 20-30% в течении трех дней, а потом мы все увидели спад. И более того, мы в дальнейшем ожидаем спад в торговле. Коллеги из Европы делятся своими данными, что у них уже продуктовые магазины потеряли порядка 25% выручки. Люди экономят, условно говоря, не покупают красную икорку, потому что не до праздника.
Айше Агекян,
руководитель ТЦ «Мега-Екатеринбург»
— Хорошо, что у нас есть еще один день, чтобы подготовить арендаторов и торговый центр к долгим выходным. По трафику у нас не было обвала, падение было, но небольшое. Мы прекрасно понимаем, для чего это делают, и, возможно, будет хуже, если таких мер не примут. Я больше чем уверена, что для «Ашана» завтра будет очень активный день, завтра, скорее всего, будет повышенный спрос на продукты.