«Мы готовим многогранного специалиста»
«Коронакризис» сместил потребление в цифру, чего не было раньше. Эти условия — возможность для разработчиков занять новые ниши на будущих рынках цифровых продуктов и услуг.
О междисциплинарных подходах и преимуществах специалистов широкого профиля в области цифровой экономики, изменениях в российском высшем образовании, а также о причинах появления компаний-единорогов рассказывает директор венчурного фонда по созданию цифровых продуктов и цифровых сервисов MHP GmbH, руководитель магистерской программы «Управление финансами в цифровой экономике» Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ) Алексей Минин.
— Вы — руководитель магистерской программы СПбУТУиЭ «Управление финансами в цифровой экономике». Скажите, что это за специальность, кто обучается на программе и почему? В чем ее преимущества?
— Особенность программы в том, что на ее создание ушло более ста лет совокупного опыта коллег из университета, которые над ней работали. Главное для нас — обеспечить связность дисциплин таким образом, чтобы студенты по итогу обучения имели цельное представление о том, с чем им предстоит столкнуться в будущем. Еще обучаясь на программе MBA второго высшего образования, параллельно с получением докторской степени в Техническом университете Мюнхена в области искусственного интеллекта, я уже четко осознавал, что индустрия нуждается в Т- или Н-образных людях — тех, кто разбирается в различных индустриях и дисциплинах. На программу мы подбираем целеустремленных студентов, готовых на постоянную смену контекста и задач. При этом мы готовим многогранного специалиста, который разбирается в первопричинах происходящего, имеет необходимый инструментарий для познания внешнего мира и умеет выражать свое мнение в рамках широкого набора дисциплин: от азов корпоративного управления до разработки алгоритмов анализа данных. Нам нужны связующие звенья. Именно отсутствие специалистов такого профиля сводит на нет многие успехи как топ-менеджеров, так и дата-сайентистов. Спрос на таких специалистов растет экспоненциально, как и те технологии, что порождают этот спрос. Так что мы знаем, что делаем.
— Как давно вы сотрудничаете с университетом и почему для подготовки специалистов в области управления финансами в цифровой экономике выбран СПбУТУиЭ? В чем, на ваш взгляд, секрет подготовки квалифицированных специалистов в области цифровой экономики?
— Мое сотрудничество с университетом началось с совместной работы с доктором экономических наук профессором Владимиром Куниным — экспертом в области финансового менеджмента и естественных наук. А погружение в искусственный интеллект связано с профессором доктором физико-математических наук Юрием Купериным. Их объединяло одно — стремление к целостности картины и готовности к работе на грани своей основной дисциплины. При этом в российском образовании крайне тяжело пересекать направления из области финансовых, естественных и гуманитарных наук. Надо отдать должное ректору СПбУТУиЭ Олегу Смешко, проректору по научной работе Геннадию Костину, директору института международных программ Анне Румянцевой и профессору Владимиру Кунину.
На мой взгляд, они сделали невозможное, объединив всех тех, кого еще вчера было нельзя собрать в рамках одной программы, на благо которой мы все сейчас трудимся. В СПбУТУиЭ работают отличные профессионалы, очень хорошие и порядочные люди, а в наши дни это бывает редко. Для меня бренд университета именно в этом сочетании.
— Как вы можете оценить готовность российского высшего образования к цифровой экономике?
— Преподавательский состав в России скорее готов, а вот сама система образования от полной готовности еще далека. Вместо того, чтобы развивать в студентах креативность, готовность к эксперименту и понимание того, как этот эксперимент проводить, мы игнорируем все эти тенденции и идем на поводу идей, которые доказали свою неэффективность в цифровой экономике, поскольку создавались для индустриальной. Шаблонность и стандартность мышления нужны для управления «страной-заводом» в стабильной макроэкономической ситуации, но для развития успешных личностей, лидеров, способных противопоставить идеи хаосу и волатильности, требуются иные подходы к образованию. Среди успешных примеров таких подходов — образовательный центр «Сириус» в Сочи. Нам необходимо масштабировать именно такую модель образования на всю страну, тогда мы сможем быть конкурентоспособными в цифровой и любой другой экономике. Единственное, чего не хватает «Сириусу», — это венчурного фонда и хорошего акселератора. Тогда, как мне кажется, этот центр смог бы стать глобально конкурентным — и как модель образования, и как производитель компаний-единорогов (компаний с оценкой в $1 млрд).
— Стоит ли ожидать в ближайшее время появления в России компаний-единорогов?
— Скорее всего, нет. В России таким компаниям сложно появиться в текущих условиях. Среди основных причин — санкции, олигопольное устройство рынка, дорогой и недоступный капитал, а также непростая конкуренция. Для создания единорогов нужны лидеры со смелыми идеями и не менее смелые инвесторы, уверенные в том, что их инвестиции защищены государственными институтами, законом и объемом глобального рынка спроса на их продукт. А сегодня у нас в стране есть только профессиональные команды. Лидеры встречаются редко, а инвесторы еще реже. Просто специалистами высокого уровня мы эту задачу не решим. Необходимо усилие на государственном уровне. Тем не менее есть один аргумент в пользу появления единорогов. «Коронакризис» сместил потребление в цифру, чего не было раньше. Эти условия — возможность для разработчиков занять новые ниши на будущих рынках цифровых продуктов и услуг.
— Легко ли российским компаниям заниматься разработкой и внедрением цифровых продуктов и сервисов? На какую поддержку они могут рассчитывать?
— По-настоящему конкурентным в цифровой экономике российским компаниям не на кого рассчитывать. Они одни, сражаются наедине с глобальными трендами в условиях санкций и отсутствия венчурного финансирования. Нет нужной производительности труда, нет конкуренции, нужной прозрачности рынка. Есть чистый драйв, российская смекалка и упорство.