«В четырех стенах впечатлений гораздо меньше»
Новая рубрика Art Saves о художниках в самоизоляции: Петр Кирюша, Galerie Iragui
«Коммерсантъ Стиль» продолжает рассказывать о художниках в самоизоляции. В новом выпуске — художник Galerie Iragui Петр Кирюша. Galerie Iragui на прошлой неделе перешла в онлайн, временно закрыв выставочное пространство в центре Москвы. Это одна из немногих галерей, постоянно участвующих в международных арт-ярмарках и представляющая современное русское искусство за рубежом. Специально для рубрики Петр Кирюша отвечает на вопросы искусствоведа и художника Александра Журавлева и показывает свои работы разных лет, в том числе сделанные в нынешней самоизоляции.
Петр Кирюша живет и работает в Москве и Риге. Окончил Высшую академическую школу графического дизайна и Институт проблем современного искусства в Москве. Участник специальной программы 5-й Московской международной биеннале современного искусства, параллельной программы биеннале Manifesta 10, выставок в фонде В. Смирнова и К. Сорокина, соавтор выставки «Сны Москвы» в Музее Москвы. Персональные выставки проходили в галереях Nadja Brykina в Цюрихе, «Электрозавод» и Notfoundgallery в Москве.
— Над чем ты сейчас работаешь?
— Мой основной носитель — живопись. Ну, не только в традиционном понимании «холст, масло». Живопись может быть объектом, танцем, фотографией, видео или публикацией в соцсетях. Думаю, за последние пару тысяч лет в живописи уже все сделали, а я пробую еще найти что-то новое.
Сейчас работаю над несколькими проектами. С прошлого года пытаюсь описать в работах крен общества в правую сторону.
— У тебя есть любимые книги, фильмы, сериалы?
— Сериалы поглотили практически все. Смотрю очень много. Сильно понравился британский сериал прошлого года «Years and years», прогнозы мрачного будущего на ближайшее время. Вообще, сейчас кинопроизводство на таком уровне, что я не могу вспомнить, какой фильм или сериал меня оставил совершенно разочарованным.
— Художнику проще, чем остальным, находиться в самоизоляции?
— Думаю, это зависит от конкретного человека. Мне достаточно комфортно. Есть возможность заняться любимым делом, ни на что не отвлекаясь. Конечно, сейчас в четырех стенах впечатлений гораздо меньше, но это тоже опыт.
— Ты активно ведешь соцсети?
— Я веду свой Instagram-проект уже пару лет. Рисую в блокнотах и сразу же выкладываю рисунки в аккаунт @pjotrs. kirjusa. Отмечаю место и стараюсь сделать фотографию так, чтобы было видно и рисунок, и то, что я рисовал. В этом смысле можно сказать, что я уличный художник. Instagram для меня — инструмент; сами по себе рисунки в блокноте, без контекста, без оригинала на заднем плане, не рассказывают историю, а на серверах соцсетей они обретают время и место — это становится одновременно искусством и образом жизни, и нашей действительностью, и отражением времени.
Когда началась самоизоляция, я стал рисовать в блокноте изображения из своей ленты в Facebook, потом фотографировал блокнот и экран, после выкладывал в Instagram. В этом случае я беру цифровой архив сервера, перевожу его в аналоговый архив блокнота и отправляю снова на сервер. То же самое я проделал с текстами, но для этого взял свой блокнот 2008 года и подобрал из него картинки к текстам из сегодняшней ленты. Такой мост от кризиса 2008-го к кризису 2020-го.
— Чего тебе сейчас больше всего не хватает?
— Очень хочется, чтобы пандемия закончилась и можно было бы поехать в Ригу. Там очень долгая, красивая и медленная весна.