Эпидемия по-итальянски
Почему в стране столько смертей от коронавируса
На встрече с президентом России Владимиром Путиным главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко сказал, что в случае с коронавирусом COVID-19 России нужно готовиться к любому сценарию: как китайскому, так и итальянскому. Итальянский сценарий грустный: страна лидирует по количеству умерших — более восьми тыс. человек, при этом в Китае за все время эпидемии погибли 3298 больных.
СМИ пишут о коррупции, плохом состоянии больниц, нехватке аппаратов искусственного дыхания, вспоминают о беспечности итальянцев, не желающих соблюдать карантин. Возможно, все так, но есть и другой взгляд. О своем видении проблемы в медицинском журнале JAMA: The Journal of the American Medical Association («Журнал Американской медицинской ассоциации») рассказала группа сотрудников Национального института здравоохранения Италии.
В первой половине февраля в Италии выявили всего троих заболевших — все они незадолго до этого побывали в Китае. Но уже 20 февраля в Ломбардии тяжелую пневмонию на фоне коронавируса диагностировали у 30-летнего мужчины, который за границу не выезжал. С этого момента число заболевших нарастало как снежный ком, и медики предположили, что вирус гулял по стране с января.
Сейчас Италия находится на третьем месте (после США и Китая) по числу зараженных коронавирусом и на первом месте в мире по летальности (на втором с большим отрывом Испания, там вирус унес 4858 жизней). Летальность — это отношение числа умерших от COVID-19 к общему числу заболевших. По данным на 17 марта 2020 года, приведенным авторами исследования, этот показатель среди людей с подтвержденным COVID-19 составил в Италии 7,2% (1625 смертей на 22 512 заболевших).
Одна из причин высокой смертности — возрастной состав населения Италии: в 2019 году граждане старше 65 лет занимали в нем около 23%.
Даже в Германии эта цифра заметно ниже — 18%. А ведь именно пожилые чаще всего умирают от COVID-19. Преобладание в структуре населения людей старшего возраста частично объясняет более высокую летальность в Италии по сравнению с другими странами. В Китае, например, она составляет 2,3%; по другим данным — 3,4%. При этом летальность в возрастных группах от 0 до 69 лет и в Италии, и в Китае была примерно одинаковой, резко повышаясь после 70 и доходя до невероятных значений после 80: 20,2% в Италии, 14,8% — в Китае. В абсолютных цифрах это 850 человек (52,3% всех умерших) в Италии и 208 человек (20,3% всех умерших) в Китае. Кроме того, в Италии много умерших старше 90 лет (687, летальность — 22,7%), а в Китае вообще не сообщалось о заболевших в этой возрастной группе. Такие данные предоставил Китайский центр по контролю и профилактике заболеваний.
А вот у совместной миссии Китая и ВОЗ по COVID-19, проанализировавшей данные 55 924 человек с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, несколько иная статистика. Согласно ее отчету, летальность в Китае по мере развития эпидемии варьировалась от 15,7% для случаев с появлением симптомов до 31 декабря до 0,7% для случаев с появлением симптомов после 1 февраля. И среди пациентов старше 80 лет показатель летальности сопоставим в обеих странах: 21,9% — в Китае, 20,2% — в Италии. Но в Китае люди старше 65 лет составляют лишь 10% населения. Вот и получается, что общая летальность в Италии выше китайской.
Диагностирование причин смерти тоже может вносить свой вклад в показатель летальности. В Италии смертью от COVID-19 считается летальный исход у пациента с лабораторно подтвержденным диагнозом «коронавирусная инфекция» — независимо от имеющихся хронических болезней, способных привести к гибели. В других странах ситуация иная. В середине марта в Москве скончалась 79-летняя женщина с лабораторно подтвержденным COVID-19, однако причиной смерти врачи после вскрытия назвали оторвавшийся тромб. Между тем в ходе исследования, проведенного на базе больницы Чуннань при Уханьском университете китайскими медиками и их коллегами из Швейцарского научно-исследовательского института астмы и аллергии при Цюрихском университете, было установлено, что у тяжелых больных значительно повышается уровень D-димера — важнейшего маркера тромбообразования. Можно предположить, что именно коронавирус спровоцировал у пожилой пациентки отрыв тромба, тем не менее в статистику по коронавирусу она не попала.
Минздрав Индии в начале марта сделал официальное заявление о смерти 76-летнего мужчины, у которого тесты подтвердили COVID-19. Он вернулся из Саудовской Аравии, заболел и умер. Однако официально причиной смерти были названы сопутствующие заболевания (астма и гипертония). Другое заявление касалось смерти 68-летней женщины, страдавшей гипертонией и диабетом. Она заразилась коронавирусом от сына, диагноз был подтвержден. Однако ее гибель тоже объяснялась хронической патологией. Журналисты индийского сайта The Wire уверены: оба умерли от коронавируса, имевшиеся патологии лишь обострили болезнь.
Американские врачи бьют тревогу: статистика по летальным исходам от коронавируса существенно занижается. Об этом сообщает сайт BuzzFeed News. Иногда это происходит потому, что результаты анализов приходят с большим опозданием, но чаще у пациентов с подозрением на COVID-19 вообще не берут анализы — ни до, ни после смерти. В самых неблагополучных по коронавирусу регионах — Нью-Йорке и Лос-Анджелесе — выпустили рекомендации не проводить больным тесты на коронавирус, если схема лечения от этого не зависит. Это значит, что очень много людей могут оказаться в больнице с симптомами острого респираторного заболевания, вылечиться или умереть — и вообще не попасть в статистику случаев COVID-19.
А итальянцы считают жертвами коронавируса всех, у кого он подтвержден лабораторными исследованиями, независимо от сопутствующих патологий. На выборке из 355 пациентов, средний возраст которых составил 79,5 года, специалисты провели детальный анализ историй болезни и вот какие данные получили: 117 (30%) страдали ишемической болезнью сердца, у 126 (35,5%) был диабет, у 72 (20,3%) — онкологические заболевания, у 87 (24,5%) — фибрилляция предсердий (распространенный вид аритмии), у 24 (6,8%) — деменция, 34 (9,6%) перенесли инсульт. Предшествующих патологий не выявили всего у трех пациентов (0,8%), 89 (25,1%) страдали одним, 91 (25,6%) — двумя, 172 (48,5%) — тремя и более хроническими заболеваниями. Все эти болезни могли привести к смерти независимо от COVID-19.
Как полагают авторы исследования, расхождения в понимании того, что считать смертью от COVID-19, могут давать разные показатели летальности в зависимости от страны.
Сначала в Италии, как и в Китае, на коронавирус проверяли всех, с кем заболевшие вступали в контакт, независимо от наличия симптомов, но 25 февраля Минздрав Италии выпустил новые рекомендации по тестированию на коронавирус. Теперь нужно было обращать повышенное внимание на пациентов с более тяжелыми симптомами, которые нуждаются в госпитализации, и брать анализы только у них. Людям без симптомов или со слабо выраженными проявлениями болезни диагностику вообще не проводили. Такая система неизбежно привела к большому числу положительных результатов — 19,3% (21 157 человек из 109 170 прошедших диагностику на 14 марта 2020 года). Отсюда и рост летальности (напомним, это соотношение числа умерших к числу заболевших), ведь пациентов с легкой формой болезни больше не проверяли на коронавирус, они были полностью исключены из подсчетов. То есть относительно легкие случаи с низкой смертностью статистика больше не учитывала. Ничего удивительного, что если 24 февраля летальность оценивалась в 3,1%, то на 17 марта она выросла до 7,2%.
Между тем в других странах была принята совсем другая стратегия. В Республике Корея, например, проводилось широкомасштабное тестирование на COVID-19. В результате было учтено много случаев легкого или умеренного течения болезни, и летальность оказалась совсем небольшой: 1,0% (против 7,2% в Италии).
Авторы исследования считают, что необходимо привести к общему знаменателю исходные данные для статистического анализа. Но еще больше надежды на то, что в ближайшее время эпидемия пойдет на спад и о страшных показателях можно будет забыть.
Коронавирус в мире
Последние данные о распространении и ущербе от заболевания — в хронике “Ъ”