Пандемии не жить на курорте
Россияне проведут майские праздники не у моря
Установленный правительством на фоне пандемии коронавируса запрет на бронирование отелей и поездки в пансионаты внутри страны может привести к потере отраслью минимум 100 млрд руб. Особенно заметными убытки окажутся у операторов и владельцев объектов в Крыму и Сочи, рассчитывавших на увеличение внутреннего турпотока на майские праздники. Санатории и пансионаты уже заявили, что у них нет «подушки безопасности» от надвигающегося краха отрасли.
Решение правительства о введении моратория на работу отелей фактически окончательно парализовало работу туроператоров на ближайшие два месяца, пояснила “Ъ” исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Формального запрета на продажу туров, по ее словам, нет, но может сохраниться самостоятельный поток: с работающими в тени небольшими гостиницами и владельцами жилья для краткосрочной аренды туроператоры не работают. Поручение региональным властям приостановить с 28 марта по 1 июня бронирование мест, прием и размещение в пансионатах, домах отдыха, санаториях и расположенных на курортах гостиницах премьер Михаил Мишустин дал 27 марта.
Одновременно работу залов должны приостановить кафе и рестораны, закроются объекты массового отдыха и горнолыжные трассы.
Гости, уже проживающие в отелях, могут остаться в них до окончания срока пребывания без возможности его продления.
Источник “Ъ” на туристическом рынке указывает, что основной целью правительства было ограничение туристического потока в Крым и Сочи на период следующей недели. «После того как было объявлено решение президента о введении нерабочей недели с 30 марта, мы увидели резкий всплеск бронирования именно на эти два направления»,— объясняет он. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин подтверждает, что нерабочая неделя могла бы в несколько раз увеличить турпоток. Так, в Сочи, по его словам, за неделю могли бы приехать 300–450 тыс. туристов вместо обычных для этого времени года 100–150 тыс. человек. Поток в Крым, по оценкам эксперта, мог составить 50 тыс. человек.
Господин Ромашкин называет решение федеральных властей запоздалым. Самостоятельно о желании ограничить бронирования и заселения из-за всплеска спроса еще 26 марта заявили власти Краснодарского края. Такое же решение еще в четверг приняли и региональные курортные комплексы. Так, о прекращении работы с 28 марта по 6 апреля комплексов «Архыз», «Ведучи» и «Эльбрус» заявили в АО «Курорты Северного Кавказа». Господин Ромашкин предполагает, что в Крыму прекратят работу государственные и ведомственные санатории, а частные объекты продолжат работу. На курортах Кавказских Минеральных Вод, по словам эксперта, некоторые объекты также приняли решение продолжать работу.
Вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков предполагает, что при потере двух месяцев работы восстановление гостиничного рынка займет не меньше года. Из-за этого, по его оценкам, бизнес потеряет минимум 100–150 млрд руб. «Сегодня речь идет о крахе всей отрасли»,— уверен он. С проблемой столкнется и рынок санаторно-курортного отдыха. По расчетам Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ), сейчас в России существует не менее 1,86 тыс. санаторно-курортных организаций, 700 из них находятся в госсобственности. Ежегодно в этих объектах размещаются не менее 6,5 млн россиян.
Председатель АОТ Елена Трубникова говорит, что у многих санаториев нет «подушки безопасности». Многие объекты, по ее словам, ожидали увеличения загрузки на майские праздники на 15–20% относительно аналогичного периода 2019 года.
«На апрель, напротив, доля отмененных и перенесенных бронирований достигала 60%»,— указывает она. Директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова менее пессимистична: если гостиницы, пансионаты и санатории в регионах будут закрыты один-два месяца, то операторы за сезон потеряют 15–20% прибыли. «Летом смогут наверстать»,— не исключает она.
При этом, по словам господина Ромашкина, туроператорам решение властей не нанесло существенного урона: «Последние два месяца мы только и занимаемся тем, что перебронируем туры и возвращаем деньги». Майя Ломидзе также сомневается, что дополнительные ограничения смогут серьезно на что-то повлиять.