Бизнес осваивает смежные сферы

Сколько предпринимателей готовы к изменениям

Спасти бизнес и занять сотрудников незнакомой работой — компании все чаще находят неожиданные пути выживания в условиях пандемии. Малый и средний бизнес ищет нетривиальные способы справиться с простоем из-за коронавируса. Так, в Калининграде владелец сети кинотеатров, чтобы занять сотрудников, наладил производство многоразовых медицинских масок. А в США похожим образом поступил собственник стриптиз-клуба — танцовщицы на время занялись доставкой. Нужны ли такие радикальные изменения? И ждать ли новых подобных историй? Разбирался Владислав Викторов.

Фото: Илья Покалякин, Коммерсантъ

В американском городе Портленд стриптиз-клуб Lucky Devil, который вынужденно закрылся из-за карантина, решил переквалифицироваться в службу доставки. Как признается владелец клуба, все началось как шутка, но уже через считанные дни танцовщицы пробовали себя в роли курьеров, при этом почти не меняя униформу. При вручении заказа девушки исполняют короткий танец на безопасной дистанции и отправляются по следующему адресу.

А вот пример необычной адаптации бизнеса к пандемии в России. Владелец сети региональных кинотеатров «Люмен Фильм» Павел Поникаровский начал шить медицинские маски силами своих работников. Некоммерческий проект, который назвали «Синемаски», позволит не увольнять сотрудников в период вынужденного простоя, пояснил “Ъ FM” Павел Поникаровский.

«Это социальный стартап. Наша задача — дать возможность тем, кто остался сейчас временно без работы, участвовать в экономике и зарабатывать деньги. У нас пока работают только наши сотрудники, но мы дальше будем привлекать и сторонних людей, которые хотят просто поработать — швей, курьеров. И так как мы сами сеть кинотеатров “Люмен Фильм”, мы из всех кинотеатров страны сделаем логистические пункты», — поделился планами Павел Поникаровский.

Сотрудники киносети шьют многоразовые маски дома и получают за изготовление каждой 40 рублей, клиентам их продают по 200. Доставляют товар через курьеров, а минимальный объем заказа — пять штук. Как уточняет Павел Поникаровский, если к проекту присоединятся все российские киносети, в день можно будет производить до полумиллиона таких масок.

Но с радикальным перепрофилированием бизнеса торопятся не все. Как рассказал “Ъ FM” основатель сети барбершопов TOP GUN Алексей Локонцев, он не опасается потери сотрудников, несмотря на то, что его точки в Москве попали под карантин.

«Раздал им зарплату сегодня и сказал: “Не тратьте деньги”. Потому что, когда следующая зарплата будет, непонятно. Перепрофилироваться и этой дикостью заниматься мы не будем, потому что мы понимаем, что весь мелкий бизнес умрет, им будет неинтересно двигаться в кризис, потому что там будет доход меньше 20 тыс. рублей. Все мои слабые конкуренты развалятся, барберов будет на рынке очень много, останется только выбрать самых лучших и дать им возможность развиваться после кризиса в TOP GUN. А те, кто уйдут, — это слабый персонал, который нам не нужен. Сильные не уйдут, — считает Алексей Локонцев. — Мы вообще не паникуем, по крайней мере я. Да, весь бизнес я закрываю, но при этом что расстраиваться? Выходные, длинные каникулы, как новогодние, но, может быть, еще длиннее».

Скептически к идее ставить бизнес на новые рельсы относится и Алена Владимирская, эксперт в сфере рекрутинга и руководитель «Лаборатории Карьеры». По ее словам, компании, как правило, преуспевают в смежных областях. Во всех остальных случаях надо переобучать сотрудников, а это часто дороже, чем нанять новых.

«Вопрос в другом: насколько люди готовы к этому, во-первых, с точки зрения квалификации, во-вторых, с точки зрения желания. У нас нет крепостного права 1861 года, пока не Великая депрессия, чтобы все рыли канавы за рубль, как когда-то мосты строили на $1. Наверное, где-то какие-то компании и люди будут согласны переквалифицироваться. Условно из серии: “Мы вас не спрашиваем, хотите ли вы этим заниматься, умеете ли вы этим заниматься, но встали и пошли” — на данный момент ситуация не такая», — подчеркнула Алена Владимирская.

Впрочем, сейчас многие срочно ищут себе дополнительную или основную работу. По данным сервиса Worki, за минувшую неделю в Москве на треть вырос спрос на вакансии водителей. На 3% поднялась и зарплата, которую предлагают им компании. Сейчас она в среднем составляет 73,5 тыс. рублей.

Всерьез угроза безработицы сейчас коснулась Соединенных Штатов. Там за неделю за пособием по безработице обратилось больше 3 млн человек. Это близко к полувековому минимуму, пишет Bloomberg. Президент США Дональд Трамп уже заявил, что считает нужным снять пагубные для бизнеса карантинные ограничения к середине апреля.

Вся лента