Техосмотру тоже не поздоровится
Власти собираются отложить масштабную реформу ТО, которую готовили несколько лет
Масштабная реформа техосмотра (ТО), скорее всего, сдвигается на неопределенный срок. Подобный сценарий, выяснил “Ъ”, прорабатывает Минэкономики вместе с МВД, Минтрансом и представителями бизнеса. Речь идет о вступающем в силу 8 июня новом законе о ТО, с помощью которого власти планировали победить сложившуюся российскую практику покупки диагностических карт вместе с полисом ОСАГО. Перенос сроков нужен для «минимизации издержек» бизнеса и сокращения контактов между людьми во время карантина, поясняют в Минэкономики. Операторы ТО, Российский союз автостраховщиков (РСА) и Госдума инициативу уже поддержали.
О том, что Минэкономики прорабатывает сценарий переноса сроков вступления в силу 122-го федерального закона (в нем заложена масштабная реформа ТО) в связи с усложнением экономической ситуации и распространением коронавируса, “Ъ” рассказали в пресс-службе ведомства. В конце прошлой недели министерство запросило мнение операторов ТО, проводятся консультации с бизнесом, МВД, Минтрансом и РСА по этой теме. «О принятых решениях сообщим в ближайшее время»,— говорят в Минэкономики. По данным “Ъ”, одно из совещаний прошло в минувшую пятницу. Перенос сроков рассматривается с учетом «текущей ситуации, связанной с минимизацией издержек для бизнеса и максимальным сокращением контактов между людьми», пояснил “Ъ” представитель министерства.
«Мы собираем мнения и предложения, постараемся учесть интересы предпринимателей и найти сбалансированное решение»,— отметил он.
О масштабной реформе техосмотра “Ъ” неоднократно рассказывал: для того чтобы исключить практику покупки диагностических карт вместе с полисом ОСАГО (так поступают, по оценкам экспертов, 80% граждан), в 2018 году Минэкономики подготовило несколько законопроектов, все они были приняты в 2019 году со сроком вступления в силу в июне-июле 2020 года. В частности, водится штраф 2 тыс. руб. за эксплуатацию автомобиля, не прошедшего ТО, ужесточаются требования к операторам. К вступлению в силу закона власти должны принять ряд приказов, постановлений, а ГИБДД планирует потратить почти 100 млн руб. на модернизацию информационной системы техосмотра (“Ъ” рассказывал об этом ранее).
Глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев инициативу Минэкономики поддержал. «Если поправки в комитет поступят, то мы их поддержим,— заявил он “Ъ”.— Тут дело даже не в контактах между людьми, они в любом случае будут. Вопрос в том, что в текущих условиях количество самих операторов может уменьшиться, этого допускать нельзя». Депутат считает, что нужно пересмотреть некоторые правила техосмотра — например, владельцев новых машин обязать проходить проверку не один раз в три года, как сейчас, а один раз в четыре-пять лет. Уменьшить срок проверок нужно и для новых автобусов, считает господин Москвичев.
Вступление в силу закона нужно переносить минимум на год, считает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
Согласно решению правительства, подзаконные акты, необходимые для исполнения закона, содержащие требования к экспертам, к обязательной фотофиксации процесса техосмотра, к оборудованию, должны быть готовы к 1 апреля, но этого не сделано, говорит он. «Процесс этот можно ускорить, но тогда на выходе получатся документы плохого качества,— считает господин Ефремов.— Даже если требования к материально-технической базе и утвердят, за два месяца 5,4 тыс. операторов должны будут привести пункты в соответствие с новыми правилами, это будет сделать тяжело в текущих экономических условиях». Еще одной проблемой, отмечает Сергей Ефремов, является отсутствие новой методики расчета тарифов от Федеральной антимонопольной службы: операторы не понимают, по каким расценкам будут работать. С новыми требованиями к оборудованию компании будут вынуждены работать себе в убыток, говорит господин Ефремов (действующая методика определения тарифов не менялась с 2013 года, в регионах цены на ТО варьируются в пределах 200–600 руб.). «Мы, в свою очередь, за оставшееся время не успеем подтвердить аккредитацию всех операторов, может возникнуть дефицит услуг и очереди»,— добавляет Сергей Ефремов.
О чрезмерных требованиях к оборудованию говорит глава Ассоциации операторов технического осмотра Крыма и Севастополя Олег Хархан. Проект соответствующего приказа Минтранса размещен на regulation.gov.ru, общественное обсуждение закончилось 17 марта. В документе описаны требования к подъемникам, въездным воротам, системам по проверке тормозных систем и т. д. «Там очень много не продумано, а профессиональное сообщество к написанию не особо привлекают,— говорит господин Хархан.— Сейчас заявят требования, которые за оставшиеся два месяца невозможно будет выполнить, особенно в условиях нынешней вирусно-экономической ситуации. Надо сдвигать реформу на 1 января, чтобы все как следует проработать. И тарифы, конечно, необходимо пересмотреть». Реформу нужно проводить в два этапа, считает гендиректор волгоградской компании «Транспортные технологии» (владеет сетью операторов ТО) Роман Жуков. В июне должны заработать требования к самой процедуре осмотра (обязательная фотовидеофиксация процесса и т. д.), а требования к материально-технической базе должны вступить в силу позже, чтобы операторы не несли убытков.