«Мы вступаем в период очень тяжелого экономического кризиса»
Управляющий партнер и директор по бизнес-развитию Skyeng — о том, что будет с дистанционным образованием во время и после карантина
Массовая необходимость использования онлайн-инструментов для обучения школьников и студентов, конечно, воодушевляет. Казалось бы, это полная победа для молодой отрасли: мы показали в кризис, что можем (хотя бы и частично) заменить классическое образование.
Первый плюс
И правда, с одной стороны, у значительного числа родителей, скорее всего, исчезнет предубеждение против онлайн-обучения. Образование — очень консервативная отрасль, все новое в нее приходит с большим трудом, поэтому вынужденная инъекция современных технологий ломает барьер восприятия и создает новую модель потребления.
Я сильно удивился, но, оказывается, большинство родителей понимают, что на мотивацию детей к учебе влияет не место, а методы и способы обучения. Очень радует, что часть родителей уже смогли поменять свое отношение к дистанционному обучению, пусть даже и вынужденному.
Первый минус
С другой стороны, почти все учителя, дети и родители оказались неготовыми к использованию онлайн-инструментов. Их цифровая грамотность оказалась близкой к нулю. Замечу, что это касается абсолютно всех, а не только людей старшего поколения. Дети умеют пользоваться онлайн-технологиями не лучше своих преподавателей: необходимость поставить Zoom (сервис для видеоконференций) или использовать облачные сервисы для хранения файлов вызывают у них ступор.
Хуже всего, конечно, учителям и преподавателям. В текущей ситуации именно они остались один на один с переходом на дистанционное обучение с множеством трудностей и вопросов. И если их первый вынужденный опыт может быть негативным — «я ничего не понимаю, спасите-помогите», то возврат к старым добрым понятным книгам и партам будет казаться спасением.
Второй плюс
Мы вступаем в период очень тяжелого экономического кризиса. Государство будет экономить везде, где сможет. Ему понадобится цифровизация образования как способ сделать систему прозрачной. Если говорить языком IT, то ему нужна ERP-система (Enterprise Resource Planning, планирование и интеграция ресурсов) для сокращения издержек. Замечу, не для того, чтобы учить эффективнее и интереснее, а именно чтобы управлять затратами. Само по себе это неплохо, если только не приносить качество обучения в жертву экономии.
Второй минус и третий плюс
Однако кризис будет означать и снижение реальных доходов людей, а падение платежеспособности будет влиять и на рынок образования. Как бы ни была затаскана пирамида Маслоу, но пока у человека все силы идут на выживание, никаких мыслей о личностном росте быть не может.
Сокращение числа рабочих мест и массовые увольнения сотрудников закрывшихся бизнесов будут создавать дополнительные проблемы с уровнем жизни в стране. И они же повлияют на аппетиты работодателей. Дефицит кадров сменится дефицитом вакансий, а это значит, что требования работодателей (разумные и не очень) начнут расти. И людям массово придется догонять эти требования, что создает необходимость учиться.
Итог
Наверное, плюсов в текущей ситуации для отрасли EdTech больше, чем минусов. Но если рассматривать детали, то кажется, что изменится сама структура спроса. Будет меньше денег в нишах «вот было бы неплохо научиться тому-то и тому-то». Обучение, не дающее понятный и быстрый результат, будет уходить с рынка еще быстрее.
Дополнительное школьное образование будет расти, вероятно, чуть быстрее, чем раньше. Но появится необходимость унификации контента, чтобы учителям и ученикам стало легче переходить с одной платформы на другую.
Дополнительное профессиональное образование будет расти еще быстрее, чем раньше. Безусловно, в первую очередь IT, но и переобучение на другие специальности, вероятно, тоже.
И, конечно, надо не забывать, что это картина на конец марта 2020 года. В конце апреля мы можем жить в совершенно иной реальности, но чтобы понять в какой, нужны не аналитики, а медиумы.