Авиалайнеры метят в грузовики
Перевозчики изучают возможность транспортировки грузов в пассажирских салонах
Российские авиакомпании, потерявшие больше половины пассажиропотока из-за пандемии коронавируса и резкого падения спроса, в качестве альтернативного способа заполнения провозных емкостей рассматривают возможность перевозки груза в пассажирских салонах. Для этого больше подходят широкофюзеляжные самолеты, находящиеся в парках у чартерных авиакомпаний. Регулятор ждет технических расчетов перевозчиков, чтобы согласовать транспортировки с точки зрения безопасности полетов.
Авиакомпания S7 рассматривает возможность перевозки грузов в салонах пассажирских самолетов. Об этом во время онлайн-конференции «Преодоление COVID-19 индустрией транспорта» заявил начальник инженерного центра S7 Technics Леонид Шошин. «В текущей ситуации считаем очень важным вопрос о возможности перевозки некоторых грузов в салонах и багажниках пассажирских самолетов. Со своей стороны, прорабатываем технический аспект»,— отметил господин Шошин, адресуя вопрос о взаимодействии Минтрансу и Росавиации. В S7 считают преждевременным комментировать данную тему.
Из опрошенных “Ъ” перевозчиков интерес к использованию простаивающих самолетов для перевозки грузов подтвердили в авиакомпании Nordwind. В компании говорят, что приостановят выполнение рейсов по многим направлениям маршрутной сети из-за введения режима домашней самоизоляции, повлекшего общий спад деловой активности и снижение количества полетов деловых пассажиров на внутренних линиях.
«Избежать продолжительного простоя воздушных судов, по нашему мнению, поможет использование широкофюзеляжных типов судов для грузовых перевозок,— сообщили в Nordwind.— В меньшей степени это применимо к Вoeing 737 и A321, но, учитывая наличие трети флота в количестве 11 лайнеров Вoeing 777 и А330, Nordwind отрабатывает с потенциальными заказчиками возможности перевозки грузов как на пассажирских направлениях маршрутной сети, так и выполняя заказные чартерные рейсы по любому маршруту».
На данный момент у компании простаивают пять самолетов, еще три отправлены на C-check — форму технического обслуживания, предполагающую около двух недель работ в ангаре. В парке авиакомпании 33 самолета, 11 из которых широкофюзеляжные.
Источник “Ъ” в одной из российских компаний, эксплуатирующих дальнемагистральный флот, говорит, что в A330 вмещается около 40 тонн груза. По его словам, в салонах из Китая в Россию и Европу можно везти электронику и медицинские изделия. «Государство до сих пор не выделило ни копейки на поддержку авиакомпаний,— считает собеседник “Ъ”.— Возможно, ему стоит проявить гибкость в регулировании авиаперевозок, чтобы не допустить исчезновения отрасли».
Источник “Ъ” в Росавиации рассказал, что сегодня несколько авиакомпаний прорабатывают техническую составляющую перевозок груза в салонах самолетов. «Они должны проработать вопросы центровки и закрепления груза»,— пояснил он. Регулятор рассмотрит представленные расчеты на предмет безопасности полетов.
Эксперт авиационной практики Bain&Company Сергей Зайцев считает, что в текущей ситуации использование простаивающих судов для перевозки грузов на некоторых рынках может быть целесообразно. Причем использовать для этого пассажирские салоны не обязательно. «В обычное время около половины груза, перевозимого воздушным транспортом, перевозится в грузовом отсеке пассажирских судов, другая половина перевозится специализированными грузовыми самолетами. Из-за прекращения большей части регулярного пассажирского сообщения на рынке ощущается острая нехватка емкостей, что ведет к резкому росту цен: на некоторых маршрутах цены выросли в пять-семь раз»,— говорит эксперт.
По словам эксперта, при текущем уровне цен доходы от перевозки грузов в багажных отсеках пассажирских судов могут покрыть не только переменные, но и часть постоянных расходов авиакомпании.
«В принципе, использование грузовых перевозок начинает быть целесообразным, если оно позволяет покрыть все переменные расходы и хотя бы один рубль из постоянных»,— отмечает господин Зайцев.
Перевозка грузов в пассажирских салонах позволит увеличить объемы перевозимого груза «всего на 20%», говорит господин Зайцев. При этом транспортировка сопровождается ограничениями и дополнительными действиями перевозчика: требуется время на тщательную установку и закрепление груза, а также на разгрузку, что приводит к увеличению расходов. Кроме того, не все типы грузов можно поместить в салоне, поясняет он.