Верховная рада подхватила вирус законотворчества
Украинская власть в разгар пандемии пытается провести нужные ей законы
Пандемия коронавируса на помешала Верховной раде Украины собраться на внеочередное заседание, чтобы принять законы, которыми Международный валютный фонд (МВФ) обусловил выделение стране транша в $10 млрд. В слушаниях принял участие президент Владимир Зеленский, призвавший парламентариев голосовать за народные интересы. При этом на помощь ему неожиданно пришел его главный политический противник Петр Порошенко. С подробностями из Киева — корреспондент “Ъ” Матвей Шиманов.
Насколько важным было начавшееся 30 марта внеочередное заседание Рады, можно было судить по активности президента Зеленского. В видеообращении к депутатам он предупредил, что заседание будет крайне значимым для всей страны и призвал их принять закон, открывающий рынок земли, и закон, препятствующий возвращению национализированной собственности ее бывшим владельцам.
Принятие этих двух законов — одно из условий предоставления Украине от МВФ транша в $10 млрд. Однако против законов выступают многие политики и влиятельные бизнесмены.
Законопроект, запрещающий возврат национализированной собственности и выплату компенсаций за нее, даже прозвали «антиколомойским», так как он ударит прежде всего по олигарху Игорю Коломойскому. Ему принадлежала крупнейшая доля в национализированном в 2017 году Приватбанке, и он теперь через суды требует признать национализацию незаконной и добиться компенсации своих потерь.
В обращении к депутатам фамилию Коломойского президент не назвал, но довольно прозрачно намекнул на то, что многие в Раде зависимы от олигарха.
«Народ Украины четко увидит: готовы ли вы защищать его интересы. И хотя завтра вы все будете в масках, людям станет понятно, кто есть кто. Общество поймет: вы слуги народа или прислужники чужих интересов. Осознайте свою ответственность. Осознайте возможные последствия для каждого из вас. Вас к власти привели не отдельные лица, вас избрал народ Украины»,— апеллировал к парламенту Владимир Зеленский.
Повлиять на депутатов пытался не только президент. Накануне голосования на телефоны членов фракции «Слуга народа» стали приходить СМС-сообщения с неизвестного номера, в которых содержались призывы не голосовать за «антиколомойский» закон. Издание «Апостроф» опубликовало текст такого сообщения, автор которого призывает не верить Владимиру Зеленскому и главе его офиса Андрею Ермаку, так как те, по его словам, воруют «уже больше Порошенко». Аноним предупредил, что неправильное голосование приведет к ухудшению отношений с неким ИВК. Напомним, имя-отчество Коломойского — Игорь Валерьевич.
Несколько депутатов из фракции «Слуга народа» подтвердили “Ъ” факт получения таких анонимных сообщений, а также рассказали, что некоторые из их коллег открыто призывали бойкотировать призывы главы государства и не бояться возможного в случае непринятия законов дефолта.
Депутаты, имена которых их товарищи по фракции не раскрывают, якобы объясняли, что отказ от выплаты внешнего долга даже улучшит экономическое состояние, так как благодаря дефолту миллиарды долларов останутся в стране, а не будут возвращены кредиторам.
В день голосования президент лично пришел в Раду. Он, как и депутаты, был в маске. На многих были еще и перчатки. Перед тем как приступить к голосованию по законам о рынке земли и национализированной собственности, в парламенте рассмотрели другие вопросы.
Были приняты поправки в бюджет, дающие в распоряжение правительству дополнительные деньги для борьбы с пандемией и отправлены в отставку министры здравоохранения и финансов Илья Емец и Игорь Уманский. Официально поводом для их увольнения стали написанные их заявления об отставке по собственному желанию. Но известно, что в офисе президента были недовольны скандалами, в которые за неполный месяц пребывания на посту умудрился вляпаться господин Емец, а Игоря Уманского в «Слуге народа» открыто критиковали за предложения о секвестре бюджета и обвиняли в неспособности найти общий язык с главой правительства Денисом Шмыгалем.
С перового раза назначить новых министров на эти должности не удалось — депутаты не поддержали предложенные главой правительства кандидатуры: Сергея Марченко на пост главы Минфина и Максима Степанова в руководство Минздрава. Однако после перерыва повторное голосование оказалось уже более успешным, и большинство парламентариев проголосовали за новые назначения.
После принятия новыми министрами присяги слово взял Владимир Зеленский. Он несколько минут говорил о тех вызовах, которые стоят перед страной в условиях карантина и вспышки болезни. Потом он снял маску, объяснив жест тем, что хочет, чтобы депутаты видели его лицо, и еще раз призвал поддержать реформаторские законопроекты.
После действующего главы государства слово взял его предшественник на этом посту, а ныне депутат Петр Порошенко. Сказав, что у оппозиции есть немало вопросов к действиям и инициативам властей, но призвал всех на время забыть о разногласиях и поддержать «антиколомойский» закон.
«На карту поставлен дефолт Украины. Дефолт — это инфляция, обесценивание валюты, резкий рост безработицы, дестабилизация финансовой системы, и заплатит за это украинский народ. Только для того, чтобы один олигарх вернул банк»,— сказал Петр Порошенко.
А вот Юлия Тимошенко пошла наперекор двум президентам и призвала голосовать против.
«Это не законопроект о Приватбанке, это законопроект, который де-факто демонстрирует отношение к Украине как к банановой республике. Если будет принят этот мусор, который нарушает 11 статей конституции, то о независимой Украине можно забыть»,— заявила она и добавила, что бояться дефолта нет никакого смысла, так как его не допустят сами кредиторы.
Госпожу Тимошенко ее коллеги не поддержали — «антиколомойский» закон был принят в первом чтении большинством голосов.
Рассмотрению законопроекта о рынке земли предшествовало эмоциональное выступление депутата от «Оппозиционной платформы — за жизнь» Нестора Шуфрича, который требовал вернуться к вопросу купли-продажи земли только после проведения всенародного референдума. Господин Шуфрич доказывал, что пандемия и кризис вынудят украинцев продавать землю за бесценок, но услышан не был. Все десять его поправок к проекту закона, каждая из которых предписывала проведение референдума, несколько по-разному формулируя это предписание, были отклонены.
На момент сдачи этого материала слушания по закону о земле продолжались.