Таксистам остановили счетчик
Выплаты в «Яндекс.Такси» снизились
Таксисты жалуются на снижение гарантированных выплат от «Яндекс.Такси». На фоне мер, принимаемых властями для борьбы с распространением коронавируса, спрос на поездки падает, поэтому агрегаторы готовятся перепрофилировать освободившихся водителей на доставку продуктов. При этом уже летом на рынке такси ожидается пополнение кадров из оставшихся без работы менеджеров.
«Яндекс.Такси» снизил размер гарантированных выплат водителям, рассказал “Ъ” партнер этого агрегатора в Краснодаре. По его словам, таксист за 30 поездок в 16-часовую смену получал 5,4 тыс. руб., а с 27 марта — 4,7 тыс. руб. О снижении выплат с 27 марта написали еще несколько водителей из разных городов в сообществе таксистов на сайте Pikabu. В одном из регионов за 35 поездок водители стали получать от «Яндекса» 5,25 тыс. руб. вместо прежних 7,27 тыс. руб., утверждает один из них.
Агрегаторы перечисляют таксистам гарантированные выплаты в зависимости от количества заказов и региона, чтобы стимулировать их работать с конкретной платформой.
Условия в каждом городе разные и могут меняться, говорит PR-директор «Яндекс.Такси» Владимир Исаев. «Сегодня мы наблюдаем значительные изменения структуры поездок, поэтому только в ближайший месяц планируем направить более 500 млн руб. на поддержку партнеров и стимулирование роста заказов»,— обещает он.
«Ситимобил» (входит в СП Сбербанка и Mail.ru Group) тоже «оптимизирует» гарантированные доплаты на фоне снижения спроса на услугу, подтверждает представитель компании. В отдельные дни в Москве агрегатор фиксировал снижение спроса на поездки более чем на 30% и прогнозирует дальнейший спад.
«Яндекс.Такси», «Ситимобил» и Gett и раньше меняли размер гарантированных выплат, причем в сторону повышения тоже, говорит председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов: «Это делалось, чтобы привлекать водителей. Сейчас в этом нет нужды». На понижение выплат повлияло падение спроса на услуги такси, говорит председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова: только в столице он снизился на 40%. По подсчетам ГК «Везет», в Перми, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Волгограде, Саратове и Воронеже спрос 25 марта снизился на 20% в сравнении с 4 марта. В Москве и Санкт-Петербурге активность упала на 30%, хотя поездки в дневные часы сократились не так драматично — такси является наименее контактным общественным транспортом, отмечает представитель ГК «Везет».
Новым источником дохода таксистов может стать доставка товаров.
«Планируем инвестировать в развитие этого направления. Оно может также стать драйвером заказов такси»,— говорит Владимир Исаев. ГК «Везет» уже организовала доставку на юге страны и ведет переговоры с несколькими продуктовыми и лекарственными ритейлерами для организации бесконтактной доставки населению и планирует «пилот» в нескольких городах. Доставка через «Везет» в городах, где она работает, стоит 200 руб. Сервис доставки прорабатывает и «Ситимобил». «Теоретически такой сервис мог бы загрузить водителей и дать им возможность зарабатывать на фоне снижения спроса со стороны пассажиров»,— полагают в компании.
По словам Ирины Зариповой, таксисты и таксопарки в таких условиях нуждаются в снижении или отсрочке платежей по лизингу или аренде помещений, уже «прорабатывается ряд мер». Особенно с учетом того, что уже в июне на рынке, по ее мнению, произойдет «вброс кадров», поскольку многие менеджеры среднего звена останутся без работы. «Мы смотрим на это как на угрозу. Если законопроект о такси не будет оперативно рассмотрен, на рынке может быть избыток нелегалов, работающих без необходимых документов»,— предупреждает госпожа Зарипова.
Глава комитета по развитию транспортного обслуживания пассажирских перевозок Московской ТПП Богдан Коношенко считает, что необходимо повысить спрос на сами услуги такси, а агрегаторам — снизить комиссию с заказа для водителей, рассуждает он. В то же время «без помощи государства вряд ли удастся обойтись: власти могут субсидировать, например, затраты на дезинфекцию автомобилей».