«Американские машины всегда имели ореол мистики и привлекательности»
Известный фотограф о том, как заокеанские ценности пришли в Россию
Бывший директор фотослужбы ИД «Коммерсантъ» Эдвард Опп живет и работает в России с 1992 года. Все это время он постоянно находился в самой гуще событий: много ездил по регионам, работал в Госдуме, фотографировал Бориса Ельцина. Опп является обладателем ряда престижных наград крупных фотоконкурсов, провел несколько персональных выставок. В своем интервью он рассказал о том, что объединяет русских и американцев, чем они различаются, почему в России всегда любили американский образ жизни и куда сейчас движется наша страна.
— Вы оказались в России в самый сложный период ее истории. Вас привел сюда профессиональный интерес или личный?
— Это было сугубо личное. После университета я поездил по миру, изучал музыку, маркетинг, актерское мастерство и программирование. На пару лет уехал в Швецию работать по этому направлению и уже оттуда впервые туристом приехал в СССР в конце 1989 года. Еще в школе нам рассказывали про Союз, который казался большой загадкой. Я увидел, что здесь развитые и начитанные люди, но система их жизни мне была совершенно непонятна. Тогда я решил, что надо срочно приехать в страну, выучить язык и разгадать эту загадку. Планировал работать в качестве программиста, но потом вспомнил о своем школьном хобби — фотографии. Получилось так, что друзья устроили меня в «Коммерсантъ». Конечно, это было авантюрой и приключением.
— Как изменилось российское общество за эти годы, стало ли оно более свободным и открытым?
— Россия открыла границы, вышла в интернет, и влияние внешнего мира стало неизбежным. Страна увидела, что такое Запад. Думаю, что в перспективе на перемены будет больше влиять именно молодое поколение, которое знает языки, хорошо ориентируется в глобальной сети и уже перешло на какой-то другой этап открытости и подключения к большому миру.
— Россия с точки зрения американца — это страна Запада или Востока?
— Я думаю, что Россия — это уникальное место. С точки зрения интеллекта людей, понимания искусства и культуры это более западная страна, где очень талантливые и гениальные люди, развитые традиции и крепкая наука. Это не похоже на Восток. С другой стороны, в отличие от Запада, Россия — очень коллективная страна, где человек настроен на коллективные решения и надеется на ближайшее окружение, на друзей, семью, соседей.
— Насколько прижились в России американские ценности и американская культура, о которых так мечтали жители СССР?
— Американские ценности и американская культура — это разные вещи. Американцы — это работяги, которые устроены очень просто, у нас принято надеяться только на себя. Именно поэтому символом страны является Статуя Свободы, и по этой же причине здесь так любят автомобили, которые помогают чувствовать себя свободным и независимым. Типичный пример — марка Jeep с ее боевой родословной и нетребовательностью к инфраструктуре.
А если мы говорим об американской культуре, то имеем в виду мировую культуру, которая атаковала Америку в первую очередь. И это культура потребления, которая так же приживется в России, потому что приживается везде.
— Американские автомобили — часть культуры страны, к которой в России всегда относились с пиететом. Почему американские бренды были здесь так хорошо приняты?
— Американская культура стала известна во многом благодаря рекламе через кино. Самостоятельность, поиск свободы, поиск себя, бунтарство, уверенность в достижении целей — все это вошло в культуру, и автомобиль стал ее неотъемлемой частью. Эти ценности привлекательны для всех, и Америка стала таким большим блестящим фантиком во многом из-за того, что экономическая система страны работает хорошо и здесь много денег. Вполне естественно, что когда у русских появились новые возможности, они стали интересоваться американскими машинами, которые видели в кино. Американские машины всегда имели некий ореол мистики и привлекательности.
— В девяностые годы марка Jeep в России была олицетворением силы, а теперь это, скорее, синоним духа приключений. А что для вас лично значит Jeep?
— Jeep всегда вызывал чувство надежности, самостоятельности и больших возможностей. Он поедет туда, куда надо, и не будет ломаться. Кроме того, у марки многое связано с историей моей страны в непростые времена, есть большой патриотический дух. Но главное — это дух первооткрывателей.
Сейчас времена действительно изменились. Если в 90-е годы эти машины покупали очень разные люди, то сейчас клиент более цивилизованный, а сама марка олицетворяет дух приключений. Именно с этим она ассоциируется и лично у меня. У моего дяди было несколько таких машин, он их очень любил.
Я познакомился с Jeep, когда мне было около 15 лет. Летом мы жили в одном городе, и дядя как-то предложил поехать покататься. Мы взяли прицеп, поставили на него небольшой багги и собирались кататься по песчаным дюнам. Я видел, насколько дядя гордится своей машиной. Когда мы приехали на дюны, то сначала катались по ним на машине, потом выгрузили багги, и он почти тут же сломался. Зато мы вдоволь накатались на дядином внедорожнике. Он часто использовал его для охоты. Для дяди Jeep был большой игрушкой, но вызывал при этом чувство ностальгии, ощущение личной свободы и причастности к чему-то большему. Это приятное чувство.
— Какую модель вы бы выбрали себе для работы и путешествий?
— Я меньше подвержен ностальгическим чувствам и больше люблю маленькие машины. Поэтому из линейки Jeep взял бы самый скромный и комфортный автомобиль — например, Renegade. Он довольно забавный и очень удобен в городе, а по уровню инженерных решений не уступает старшим моделям. Брутальный Wrangler — не мой вариант, но я понимаю, что есть люди, которым нужно ездить по несуществующим дорогам. Впрочем, настоящие внедорожники тоже становятся все более и более комфортными и уже не выглядят странно в городских условиях.
— Какие истинно американские ценности сегодня несет марка Jeep и насколько эти ценности подходят новому российском обществу?
— Модельный ряд марки довольно широк, и стоит отделять Wrangler и кроссоверы. Первый — автомобиль для любителей, которые ценят эту эстетику или имеют потребность ездить по настоящему бездорожью. И им, разумеется, все равно, как это смотрится в России. Jeep и в Америке является символом статуса, и в России находится на особом положении. В России тоже смотрят на хорошие качественные автомобили, как на хорошую одежду. В этом смысле Wrangler очень крут для определенной категории людей.
В сегменте кроссоверов есть большая конкуренция, покупка здесь часто является делом вкуса, но у Jeep помимо хорошей репутации есть еще исторический бэкграунд и харизма, что всегда важно для людей
— Что такое бездорожье в России с точки зрения иностранца — способ найти себе приключений или ежедневная реальность мест, расположенных на некотором отдалении от больших городов?
— Здесь все зависит от того, чем занимается человек и где живет. Для большинства покупателей Jeep — это скорее чувство приключений, пусть не совсем реальное, но вполне осязаемое. Сегодня обеспеченный владелец такого автомобиля хочет приобщиться к культуре и истории марки, что здорово само по себе. Людей же, которым действительно требуется какой-то вездеход, не очень много. Если говорить о реально труднодоступных местах, то они есть, но есть и машины, на которых там можно ездить. Jeep — причем любой модели — занимает свое законное место в этой среде.