В токийской Олимпиаде обнаружили сенегальский след
Ее оргкомитет заподозрили в слишком тесных связях с легкоатлетическим функционером
Оргкомитет Олимпиады в Токио спустя сутки после того, как были объявлены новые сроки проведения крупнейшего спортивного события, перенесенного из-за пандемии коронавируса с лета 2020 года на лето 2021 года, оказался в центре скандала с коррупционным оттенком. Один из его руководителей — Харуюки Такахаси, как выяснилось, перед выборами олимпийской столицы, будучи ее лоббистом, получил подозрительно большую — более $8 млн — сумму, а также делал подарки влиятельному члену Международного олимпийского комитета (МОК) Ламину Диаку, фигуранту громкого судебного процесса, обвиняемому французскими правоохранительными органами в коррупции и отмывании денег.
Агентство Reuters опубликовало расследование, основанное на полученной им финансовой отчетности заявочного комитета токийской летней Олимпиады. Она оказалась в центре внимания второй день подряд. Накануне Олимпиаду обсуждали в контексте утверждения ее новых сроков. Соревнование, вошедшее в число жертв коронавируса, на прошлой неделе было перенесено с лета нынешнего года на лето следующего и пройдет с 23 июля по 8 августа. Оперативное утверждение дат Олимпиады вызвало всеобщее одобрение в спортивном сообществе. Между тем контекст, в котором ее будут обсуждать после публикации Reuters, может оказаться куда менее приятным.
От чего страдали Олимпийские игры
В центре расследования оказался член совета директоров токийского оргкомитета Харуюки Такахаси. Его имя стало известно в середине марта благодаря интервью, которое господин Такахаси дал The Wall Street Journal. В нем он первым из официальных лиц, отвечающих за организацию Олимпиады, фактически признал неизбежность ее переноса. Расследование, однако, акцентируется на деятельности Харуюки Такахаси в период перед выборами олимпийской столицы (они состоялись в 2013 году, Токио на них опередил Стамбул и Мадрид). Господин Такахаси тогда входил в руководство рекламно-маркетингового агентства Dentsu Inc., специализирующегося в том числе на спортивной отрасли. Внимание Reuters привлекла значительная сумма — $8,2 млн,— переведенная Харуюки Такахаси заявочным комитетом за некие услуги.
Господин Такахаси, после триумфа Токио получивший важный пост в оргкомитете, согласился пояснить ее происхождение. По его словам, услуги заключались в «лоббировании» токийской заявки в международном спортивном сообществе, в частности в МОК, собственно, и выбирающем хозяев Олимпиад.
Самое интересное заключается в том, что Харуюки Такахаси не скрывал, что среди целей его лоббистской работы был член МОК Ламин Диак, которому он делал подарки, например видеокамеры и часы Seiko.
В самом факте дарения таких вещей нет с точки зрения этического кодекса головной спортивной структуры очевидного криминала. Но криминальный оттенок истории придает фигура получателя.
Сенегалец Ламин Диак, с 1999 по 2015 год возглавлявший Международную федерацию легкой атлетики,— одна из самых скандальных фигур мирового спорта. В январе по итогам масштабного расследования французских правоохранительных органов в Париже открылся судебный процесс, в котором он выступает основным фигурантом. Господину Диаку предъявлен ряд обвинений в коррупции и отмывании денег. Большей частью они касаются сокрытия за взятки допинговых нарушений в подведомственном ему виде. Но давно находящемуся под арестом Ламину Диаку и его сыну Папе Массате Диаку, скрывающемуся в родном Сенегале, инкриминируется и торговля голосами при распределении крупных соревнований. В списке тех, на распределение которых семейный тандем, возможно, повлиял, до этого уже значилась одна Олимпиада, в Рио-де-Жанейро в 2016 году, а во французском расследовании уже упоминался и токийский заявочный комитет. Следователи пытались выяснить, правда ли он однажды выплатил Ламину Диаку $2,3 млн через посредника — сингапурскую консалтинговую компанию. Подозреваемым по этому эпизоду проходит бывший глава заявочного комитета Токио Цунэкадзу Такэда.
Странным Reuters показался еще один его транш. Речь о выплате $1,3 млн малоизвестной некоммерческой организации под названием Jigoro Kano Memorial International Sport Institute.
Ей руководил бывший премьер-министр Японии Йосиро Мори, в настоящее время занимающий пост главы оргкомитета Игр.
Господин Мори не ответил на запрос по поводу происхождения транша. А Тами Охаси, формально числящаяся сейчас единственным сотрудником его института, сказала, что деньги были потрачены на консультантов, продвигавших токийскую заявку.
Работавший генеральным секретарем заявочного комитета Нобумото Хигути, говоря о роли Харуюки Такахаси, заявил, что тот получал комиссионные за привлечение корпоративных спонсоров и за то, что «обладал связями». Сам господин Такахаси отказался раскрыть детали финансовых трат в пору сотрудничества с комитетом, но настаивал на том, что не совершал ничего, идущего вразрез с этическим кодексом. К примеру, вспоминая о встречах с Ламином Диаком и подарках ему, он отметил, что «к таким людям с пустыми руками не ходят». В МОК авторов расследования лишь призвали «соблюдать конфиденциальность» процесса, по результатам которого господину Диаку грозит до десяти лет лишения свободы.