Рунет первой необходимости
Регуляторное замедление трафика иностранных сервисов нагрузит сети
Приоритетный доступ к отечественным интернет-сервисам в период самоизоляции, предложенный депутатом Антоном Горелкиным, может привести лишь к росту нагрузки на сети, утверждают участники рынка и эксперты. Ранее операторы выдвигали подобные инициативы, чтобы получить возможность передавать трафик Google, Facebook и YouTube на коммерческих условиях. Но отечественные развлекательные сервисы пока не испытывают сложностей с доставкой контента, а ухудшение доступа к иностранным в условиях пандемии может вызвать недовольство абонентов.
Инициатива депутата Госдумы от «Единой России» Антона Горелкина на время самоизоляции в связи с коронавирусом приоритизировать трафик отечественных сайтов и сервисов может создать проблемы для операторов связи и абонентов, считают опрошенные “Ъ” эксперты и участники рынка. Предложения, направленные депутатом в Минкомсвязь и Федеральную антимонопольную службу, предполагают в случае перегрузки сетей связи из-за перехода граждан на удаленную работу снижение качества доступа к Facebook, Twitter и Telegram и другим сервисам, которые не исполняют требования российского законодательства (Facebook и Twitter не переносят в Россию данные местных пользователей, а Telegram заблокирован за непередачу ключей шифрования ФСБ). В Минкомсвязи и ФАС подтвердили получение предложений.
Антон Горелкин (ранее он выступил автором инициативы об ограничении до 20% доли иностранного капитала в значимых интернет-ресурсах, которая заставила «Яндекс» изменить структуру управления компанией) стал проводником идей, которые уже давно вынашивают отдельные игроки рынка, считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
«И то, что половина учителей России сейчас проводят уроки с использованием иностранных сервисов Zoom, Skype или WhatsApp, не учитывается»,— отмечает он.
Ранее закрепить за операторами возможность регулировать трафик в зависимости от приоритетности, передавая быстрее данные тех компаний, которые за это заплатили, предлагал глава «Ростелекома» Михаил Осеевский в мае 2018 года.
Алексей Корня, президент МТС, 26 марта
В текущей ситуации можно воздержаться, например, от пересылок веселых, но тяжелых по объему видео в мессенджерах
Он отмечал, что российские операторы связи инвестируют в развитие инфраструктуры, в то время как крупные зарубежные компании — Google, YouTube, Facebook и другие — этого не делают, но получают существенные доходы благодаря российским пользователям. Но сейчас для самих же операторов связи активное ограничение пропускной способности каналов трафика обернется серьезной нагрузкой на оборудование, предупреждает господин Казарян. Любые инициативы по дополнительной сортировке трафика усугубят ситуацию с перегрузками, подтверждает источник “Ъ” в одном из операторов. Ранее президент МТС Алексей Корня уже призвал пользователей к «осознанному обращению» с контентом и попросил не пересылать «тяжелые» видеомемы.
Инициатива может привести к проблемам для магистральных провайдеров, в числе которых «Ростелеком», «ЭР-Телеком», «ТрансТелеКом», считает и руководитель Content Review Сергей Половников.
«Они пропускают трафик, в том числе зарубежных сервисов, который идет из Азии в Европу, и, если будут вынуждены его ограничивать, потеряют контракты, например, с крупными китайскими провайдерами»,— поясняет он. Также зарубежный бизнес может принять ответные меры, что станет ударом по инфраструктуре множества российских компаний, отмечает эксперт, а ухудшение в период самоизоляции доступа к зарубежным ресурсам приведет к недовольству населения.
В МТС сообщили “Ъ”, что следят за ростом трафика и принимают необходимые меры по «умощнению сетей и созданию необходимого запаса прочности на будущие периоды». В «ЭР-Телекоме» заявили, что сеть оператора готова «обеспечить пропуск всего трафика в условиях увеличенной нагрузки и в приоритизации не нуждается». В «МегаФоне» считают предложения Антона Горелкина избыточными с технической точки зрения. В «Вымпелкоме» и «Ростелекоме» отказались комментировать инициативу.
Опрошенные “Ъ” отечественные видеосервисы также пока не наблюдают проблем с доставкой пользователям контента. В условиях пандемии, скорее, важно дать приоритет жизненно важным сервисам, а не развлекательным, считает партнер AC&M Михаил Алексеев. Так, по его оценке, сейчас около 10–15% абонентов в столице и за городом уже испытывают проблемы с загрузкой видеоуроков, хотя при этом проблема, как правило, не на стороне оператора, а на сервере самого сервиса или в «последней миле» — канале, соединяющем клиентское устройств с узлом связи провайдера.