Торгцентры лишились покупателей
Им удалось сохранить меньше трети потока
Закрытие непродовольственных магазинов, залов кафе и ресторанов привело к снижению трафика московских торговых центров более чем на 70%. Оставшийся поток сохраняется за счет работающих продуктовых магазинов, точек по продаже детских товаров и зоотоваров, а также салонов связи. Но и туда москвичи в условиях вынужденной самоизоляции стараются ходить меньше.
Из-за массового закрытия непродовольственных магазинов на этой неделе, объявленной президентом нерабочей, Shopping Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м) московских торгцентров ожидаемо резко сократился, свидетельствуют данные Watcom Group. Если еще в пятницу, 27 марта, индекс сократился на 21,4% относительного того же дня 2019 года, то уже в субботу падение достигло 65,5%, а в понедельник — рекордных 70,9%. Торговым объектам удается сохранять небольшой поток покупателей за счет продолжающих работу магазинов по продаже продуктов, предметов первой необходимости, зоотоваров, детских товаров, аптек и салонов связи.
Президент Watcom Group Роман Скороходов ожидает, что на текущем уровне поток сохранится в основном за счет работы продуктовой розницы.
Торговые центры столкнулись с катастрофическим падением посещаемости посетителей в конце февраля — с этого момента трафик объектов постоянно снижался. С 28 марта порядок их работы существенно изменился: по решению московских властей временно закрыться должны были залы кафе, ресторанов и магазины, не продающие продукты. Также продолжили функционировать банки и салоны связи. Большинство заведений общепита работают в формате «на вынос». Руководитель направления аренды торговых помещений CBRE Александра Чиркаева указывает, что за счет этих мер торгцентры потеряли примерно 70% посетителей.
О серьезном спаде посещаемости говорят и представители торгцентров.
Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов указывает, что количество посетителей после закрытия развлекательных зон и непродовольственных магазинов снизилось на 50–60%. «Одновременно изменились и цели посещения покупателей: они приходят в основном за товарами долгосрочного хранения»,— объясняет он. Управляющий партнер RedStone Индира Шафикова отмечает сокращение числа посетителей продуктовых магазинов и гипермаркетов, указывая, что многие люди действительно опасаются лишний раз выходить из дома. «При этом о снижении оборотов продуктовых ритейлеров речь точно пока не идет: москвичи покупают много продуктов впрок»,— поясняет она.
Руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина указывает, что взаимоотношения торгцентров и остановивших арендные платежи ритейлеров еще до конца не улажены. «Розничные сети одновременно с проблемами, связанными с операционным бизнесом — падением выручки, HR-вопросами, сложностями с поставками товаров, пытаются договориться с собственниками площадей об отменах или отсрочках платежей. А компании, управляющие торгцентрами, пытаются заставить арендаторов платить: у них у самих возникло множество проблем с эксплуатацией полузакрытых или закрытых объектов, обязательствами перед банками»,— объясняет она. Господин Ванчугов указывает, что в его объектах за аренду сейчас платят только работающие магазины. Он отмечает, что во многих случаях вопрос решился сам собой: по условиям большинства договоров стоимость аренды составляет определенный процент от оборота конкретной торговой точки. Несмотря на обвал посещаемости, сами торгцентры пока настроены позитивно. По словам Индиры Шафиковой, даже в текущих условиях проходят сделки по аренде площадей.