Сбербанк заступился за спиртное
Ксения Дементьева об интересе Германа Грефа к алкоголю
Сбербанк выпустил обзор (.pdf), в котором проанализировал потребительскую активность россиян с 23 по 29 марта 2020 года с помощью собственной лаборатории «Сберданные». Из него следует, что общий всплеск потребительских расходов подходит к концу: сокращение трат за неделю 23–29 марта составило 6,2% к предшествующей неделе. При этом объем трат в реальном выражении вернулся на прошлогодний уровень.
Как отмечается в обзоре, самый сильный рост был «зафиксирован в категории "Винные магазины" (+21,9% неделя к неделе, +31,8% г/г)». Причем указанный тезис выделен и среди ключевых в сопутствующем пресс-релизе. И СМИ обратили внимание прежде всего именно на эту информацию, вынося ее в заголовки. Например, популярный портал banki.ru вышел с новостью, посвященной указанному исследованию, озаглавленной «В "Сберданных" зафиксировали резкий рост спроса россиян на алкоголь».
Внимание к этой теме со стороны крупнейшего банка могло бы остаться поводом для шуток. Но незадолго до введения карантина в Москве, 17 марта президент Сбербанка Герман Греф неожиданно для банкира, пропагандирующего здоровый образ жизни, затронул алкогольную тематику. В этот день на пресс-конференции он прямо заявил, что выступает за легализацию доставки на дом алкоголя на фоне ситуации с коронавирусом. «Особый фокус — на развитие дистанционных сервисов. Мы сейчас работаем с правительством и Госдумой с тем, чтобы легализовать продажу лекарств и алкоголя через интернет, потому что для больных людей это, конечно, лекарства, для тех, кто в самоизоляции,— алкоголь»,— заявил господин Греф. Он также выразил надежду, что меры будут введены в ближайшее время. Президент Сбербанка заверил, что банк поддержит сервисы дистанционной торговли через компании, которые входят в его экосистему.
На фоне этого заявления обзор, в котором как бы невзначай специально выделяется рост расходов в винных магазинах, наталкивает на определенные предположения.
В составе экосистемы Сбербанка существует сервис по доставке продуктов «Сбермаркет». Несмотря на то что он запущен несколько лет назад, победить конкурентов пока не смог. Сейчас же пиковое время спроса на онлайн-заказы и доставку, можно найти новую нишу и посоревноваться за долю резко расширившегося рынка с конкурентами, так сказать, с нуля.
Доставка алкоголя на дом в условиях общего стресса, изоляции и прочих невзгод вполне может подтолкнуть развитие непрофильного бизнеса Сбербанка, так что он сможет достойно смотреться на фоне конкурентов. Вопрос только в том, сможет ли главный российский банкир пролоббировать совсем небанковскую тему.