Продукты подстраиваются под вирусный спрос
Сможет ли ритейл удерживать цены на текущем уровне
Россияне закупаются едой предновогодними темпами. За последние несколько недель продажи продуктов увеличились в два с половиной раза и на 17% превысили показатели конца декабря прошлого года. Об этом говорится в исследовании аналитиков компании Nielsen. Но аналитики говорят, что пик спроса уже пройден. И хотя продажи вернулись к обычным показателям, в ближайшие два месяца все может измениться в худшую сторону. Тему продолжит Владислав Викторов.
Даже в предновогодние дни продукты так быстро не исчезали с прилавков магазинов. По оценкам аналитиков Nielsen, неделя с 16 по 22 марта стала рекордом. Люди скупали мясные консервы, гречку и рис — их продажи подскочили более чем на 200%. Макаронные изделия совсем немного недотянули до этих показателей — спрос на них увеличился на 190%. Впрочем, теперь, из-за режима самоизоляции, походы в магазины станут редкостью, и россиянам придется довольствоваться своими запасами, отмечает председатель правления Ассоциации экспертов ритейла Андрей Карпов: «Пик спроса на сегодняшний день прошел. Те, кто хотел, уже закупились. Оборот сети увеличивался в два, два с половиной раза. Для ритейла это в новинку — они был вынужден быстро перестраивать свои логистические возможности, работу с поставщиками, для того чтобы обеспечить наличие продукции на полке. Конечно же, это была определенная паника».
Очевидно, что первые сообщения о закрытии воздушных границ, отмена массовых мероприятий и стремительное увеличения количества заразившихся коронавирусом в Москве не на шутку испугали россиян. Но, как говорят столичные власти, сейчас спрос стабилизировался, ажиотажа нет, и продуктов хватает на всех. Об этом же заявляют и сами ритейлеры. Они призывают клиентов рациональнее подходить к покупкам. При этом цены на некоторые товары могли бы быть и ниже, особенно на овощи и фрукты, отмечает гендиректор торгового дома «Мое Лето» Вагиф Бикулов: «Ритейлеры держат достаточно высокие цены на овощи и фрукты, из-за этого снижается спрос на них. В и так не простое время люди еще меньше их покупают, что неправильно — иммунитет очень важен сейчас. Именно свежие овощи — основной источник витаминов. Это гораздо важнее, чем есть консервы.
Пока я не вижу ни одного объективного фактора, который повлечет рост цен на продовольствие на разных полках».
Впрочем, глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что из-за ажиотажного спроса склады ритейлеров изрядно опустели, поэтому уже сейчас им приходится закупать некоторые товары по новым ценам, с учетом ослабевшего рубля. Пока это не сильно отражается на стоимости продуктов в рознице, но уже через пару месяцев ситуация может измениться. Хотя это не самое страшное. Гораздо хуже, что сейчас непонятно, как долго продлится режим самоизоляции. Если он затянется, то многие люди могут остаться без работы, и в итоге пополнять продуктовые запасы им будет непросто, говорит Бурмистров:
«Уже многие потребители начинают задумываться, что им нужно экономить. Сейчас многие люди находятся пока в оплачиваемых отпусках. В целом ситуация выглядит очень и очень тревожно, потому что уровень пособия по безработице в России несопоставим, допустим, с ситуацией в Великобритании. В России никто текущего потребления в таком объеме поддержать не может. Ближайшие два месяца представляются крайне непростыми».
Как сервисы доставки справляются с повышенным спросом
В этом смысле шутки про россиян, которые скупили всю туалетную бумагу и гречку, выглядят не очень уместно. Похоже, в нынешних условиях такой подход оказался самым разумным.
По подсчетам X5 Retail Group, более половины их клиентов закупились продуктами впрок. Так, спрос на мясные консервы показал рост в 38 раз, а на замороженную продукцию и крупы примерно в 30 раз.