Между оптимизмом и паникой
Нижегородские АЗС и перевозчики подвели итоги работы в первые дни самоизоляции
Введение режима самоизоляции привело к резкому сокращению автомобилей и общественного транспорта на дорогах Нижнего Новгорода. Пока нижегородцы сидят дома, муниципальные автобусы работают по графику выходного дня и частные перевозчики также сократили количество машин на линиях. Из-за этого, говорят владельцы частных АЗС, продажи топлива упали вдвое, и они работают в убыток. Производители горючего пока не планируют снижать или останавливать выпуск продукции из-за падения спроса.
Пробок в Нижнем Новгороде нет уже несколько дней: машины нижегородцев стоят на парковке во дворах, количество общественного транспорта сократилось в несколько раз. Муниципальные автобусы работают по графику выходных. По словам и.о. генерального директора МП «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) Никиты Злобина, количество автобусов на линиях сократилось на 30%, а пассажиропоток в первые дни самоизоляции упал на 60%. Он говорит, что после уменьшения автомобилей на дорогах муниципальному транспорту стало просто выдерживать график движения, а размеры автобусов позволяют пассажирам соблюдать установленное в указе губернатора расстояние между ними в 1,5 м.
Частный перевозчик Дмитрий Каргин говорит, что его маршрут Т-71 пока работает в том же режиме. Интервал между автобусами в пять минут соблюдается, но пробок нет и время движения по маршруту сократилось, поэтому предприниматель уменьшил количество автобусов, выходящих на линию: «Пассажиропоток в два раза снизился точно, последние дни мы уже работаем себе в убыток. Сейчас пытаемся понять, каким будет дальнейшее падение и придется ли еще сокращать количество машин и увеличивать интервал движения». Пока перевозчик настраивается на пессимистичный сценарий развития ситуации. Он уверен, что не сможет получить каких-либо компенсаций, так как не попадает в категории предпринимателей, которые могут рассчитывать на господдержку.
«Есть некоторые панические настроения. Мы пока не понимаем, что нам делать с теми 250 сотрудниками, которые работают у нас сегодня»,— рассуждает господин Каргин.
Из-за снижения транспортного потока упали и закупки топлива. По предварительным оценкам Никиты Злобина с учетом авансовых платежей, НПАТ закупает топлива на 30% меньше, чем обычно. По оценкам директора ООО «Оптима Нефть» Сергея Чеснокова, продажи на частных АЗС упали вдвое. В связи с этим бизнесмены хотели бы получить поддержку от региональных властей. «Одной из мер такой поддержки могла бы стать временная отмена арендной платы за земельный участок, на котором расположена заправка. Плата за него составляет порядка 180 тыс. в месяц. Это очень большая часть расходов, и с учетом двукратного падения продаж мы уже работаем практически в минус. Остановить работу тоже нельзя, так как никто арендные и коммунальные платежи не отменит, их все равно придется внести»,— говорит Сергей Чесноков. По его словам, пока удерживаться на плаву частным АЗС помогает наметившееся снижение оптовых цен на топливо: «В сочетании с временной отменой арендных платежей это помогло бы частным АЗС получить прибыль, которая помогла бы удержаться на плаву и не скатиться в глубокую яму. Эти меры будут эффективны, если самоизоляция и карантин продлятся два месяца».
Работники нижегородских АЗС, входящих в крупные федеральные сети также отмечают, что машин на заправках стало вдвое меньше после введения режима самоизоляции.
В ПАО ЛУКОЙЛ не ответили за запрос “Ъ-Приволжье” о том, как отразилось введение режима самоизоляции на спросе на топливо со стороны оптовиков и обычных граждан на АЗС, но сообщили, что планов приостановить или снизить объемы производства на нефтеперерабатывающем заводе в Кстове нет. В компании сообщили, что все АЗС обеспечены топливом, а для безопасности клиентов и персонала на станциях увеличили количество дезинфекционных мероприятий. «В остальном компания работает в соответствии со своими производственными планами», — рассказали в ЛУКОЙЛе.