«Это был рок-н-ролл»
На экраны выходит документальная картина «Джим Маршалл: рок-н-ролл в объективе»
Кинокомпания «Вольга» на цифровых платформах выпускает новый документальный фильм о легендарном фотографе «Джим Маршалл: рок-н-ролл в объективе». Джон Колтрейн, Майлз Дэвис, Боб Дилан, Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс — список звезд, которых запечатлела пытливая камера Маршалла, бесконечен. Он же снимал последний концерт The Beatles. Картина о Маршалле наполнена фотографиями удивительной глубины — рок-звезд, ярчайшей фестивальной публики, колоритных прохожих. В 1960–70-е годы много кто фотографировал, но создать настолько запоминающиеся снимки получилось далеко не у всех. Потому что «не важно, насколько ты хорош, если у тебя не доступа, не будет и снимка»,— говорит в фильме о Маршалле другой выдающийся фотограф и режиссер Антон Корбейн.
Джаз, блюз и битники
«Он любил блюз, джаз, он много фотографировал, особенно черных музыкантов, не обязательно известных»,— рассказывает в фильме Майкл Дуглас, актер и друг фотографа. Джим Маршалл начал снимать в разгар эпохи битников, захватив волну движения за гражданские права (в его архивах можно найти портреты семей убитых активистов в Миссисипи и шахтеров в Кентукки).
Свою первую камеру Leica он купил в 1959 году. Совершенно случайно подвезя Джона Колтрейна на интервью, Маршалл смог сделать выдающиеся снимки музыканта, запечатлев самую его сущность. С этого же интервью началась дружба Маршалла с Ральфом Глисоном, легендарным критиком, одним из основателей Monterey Jazz Festival и культового музыкального журнала Rolling Stone. Благодаря их сотрудничеству были сделаны фотографии крупнейших музыкантов эпохи. Так, Маршалл снял обложки для двух альбомов Майлза Дэвиса, поющую Нину Симон и поджигающего на фестивале в Монтерее гитару Джимми Хендрикса (этот снимок стал символом перемен, охвативших музыку и общество).
The Beatles и Вудсток
В 1966 году The Beatles сами попросили его отснять их последнее публичное выступление, допустив за сцену и в гримерку только Маршалла. «Это снимки Джима Маршалла, фотографа, который был на передовой буквально всех музыкальных переворотов последние двадцать лет, и последующих музыкальных направлений»,— говорит закадровый голос в самом начале документальной картины. Джим Маршалл был первым и единственным фотографом, посмертно удостоившимся премии попечительского совета «Грэмми» за его хронику истории музыки.
Плотность фотографий легендарных исполнителей в фильме буквально зашкаливает. Многих из них Маршалл снимал, не подозревая еще, что эти ребята станут знаменитыми. Тогда знаменитым был он. Этот фотограф был в эпицентре «лета любви», работая для журнала Newsweek. Если вы уже посмотрели документальное кино «Вудсток: Три дня, изменившие поколение», то фильм про Маршалла обернется не меньшим удовольствием и дополнит представление об эпохе, расставив правильные акценты. «Он мог из странных обстоятельств сотворить прекрасную картину»,— говорит Антон Корбейн, сам известный фотограф, клипмейкер и режиссер (фильмы «Контроль», «Лайф»).
Джонни Кэш и Дженис Джоплин
Маршаллу удавалось сделать очень личные снимки звезд, которые редко кого подпускали к себе, максимально сократить дистанцию. Самую злую фотографию Джонни Кэша с пальцем он снял, когда знаменитый кантри-музыкант давал концерты для заключенных в тюрьмах. Дженис Джоплин с бутылкой на снимке выглядит такой естественной и открытой, что буквально слышишь, как она говорит Маршаллу: «Ты подумай, только что вокруг меня было 20 тысяч человек, а домой я еду одна».
Помимо пронзительных фотографий в картине без прикрас рассказывается и о жизни фотографа, который воевал с пиратским использованием своих работ, боролся с кокаиновой зависимостью и коллекционировал оружие. Очевидно, что он и сам был крайне необычным и сложным человеком, достойным попасть в объектив.
«Вы должны быть открыты и готовы, что жизнь изменится в любой момент»,— советуют практикующим фотографам в картине. Похоже, в наши дни этот лайфхак снова приобретает особое значение — для всех.