Братья по вирусу
Мост между Башкирией и Татарстаном потребовал ремонта
Чиновники Башкирии, которые с начала пандемии коронавируса взяли курс на борьбу с фейковыми новостями, вчера горячо отреагировали на новость о закрытии властями Татарстана въезда в регион со стороны башкирского города Октябрьский. О перекрытии моста через реку Ик сообщил в социальных сетях активист Радик Бахтиев, который расценил произошедшее как то, что «татарстанская сторона отгородилась на время карантина». Сообщение вызвало эмоциональную реакцию руководителя администрации главы Башкирии Александра Сидякина, который, в свою очередь, увидел в закрытии моста попытку установить границы «между нашими братскими республиками». Позже власти Ютaзинского района Татарстана пояснили, что аварийный объект, состоящий на балансе «Башнефти», закрыт на краткосрочный ремонт. Противостояние фейковым новостям требует крепких нервов, отмечают некоторые политологи.
Руководитель администрации главы Башкирии Александр Сидякин вчера выступил с официальным заявлением по поводу закрытия властями в Татарстане моста через реку Ик на границе между республиками. Он выразил уверенность в том, что это не могло быть «централизованным решением наших братьев-татар», и в этой связи сослался на слова президента России Владимира Путина о том, что «границ между регионами не существует». «Тем более, между двумя нашими братскими республиками»,— отметил господин Сидякин и тут же отнес действия по закрытию моста к категории «эксцесса исполнителей, которые просто перестарались». «Во всяком случае, нам очень хочется на это рассчитывать»,— добавил он.
Заявлению предшествовал пост в социальных сетях, написанный жителем Башкирии Радиком Бахтиевым, который, как позже выяснилось, является членом исполкома Всемирного курултая башкир и активистом движения «Без башкортлар» («Мы — башкиры»).
Господин Бахтиев сообщил, что «татарстанская сторона отгородилась от нас на время карантина, забаррикадировав мост через реку… бетонными блоками». Далее он прошелся по «официальной пропаганде Казани», которая «любит говорить, что мы — два крыла одной птицы».
«В это тяжелое для страны время мы как никогда должны быть вместе»,— заключил активист.
Господин Сидякин в своем заявлении также подчеркнул, что ему бы не хотелось, «чтобы отношения братских республик были этим (перекрытием моста.— „Ъ“) испорчены», и призвал «вместе сосредоточиться» на борьбе с коронавирусом.
И в Башкирии, и в Татарстане объявлен режим всеобщей самоизоляции из-за пандемии коронавируса. Власти обоих регионов объявили о сокращении транспортного сообщения на междугородних и межмуниципальных направлениях и введении режима перемещения по спецразрешениям.
С начала пандемии в Башкирии практически на каждом оперативном совещании поднимается вопрос о фейковых новостях.
Глава региона Радий Хабиров даже обещал «преследовать» распространителей недостоверной информации, которых отнес к категории «недоумков и моральных уродов».
Мысль о том, что чиновники в Татарстане намеренно разорвали транспортное сообщение с Башкирией из-за коронавируса, в общественном сознании укрепило и сообщение портала «Горобзор». Новый глава госкомтранса Башкирии Алан Марзаев заявил изданию, что со стороны Башкирии мост не перекрывался, мер по ограничению и прекращению движения между регионами республика не принимала. Мост, по информации издания, находится на балансе «Башнефти».
Господин Сидякин в своем заявлении сообщил, что объект, которым «пользуются жители обеих братских республик», нуждается в ремонте, и что с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым обговаривалось, что мост будет ремонтироваться совместными усилиями.
К моменту, когда появилась реакция чиновников Башкирии, исполком Ютазинского муниципального района Татарстана уже опубликовал в социальной сети «В контакте» сообщение, что мост через реку Ик в районе поселка Уруссу закрыт на капитальный ремонт, так как находится в аварийном состоянии. Решение о его временном закрытии, сообщил позже глава исполкома Аяз Шафигуллин, было принято «по согласованию с коллегами из Бaшкортостана». Открыть движение по мосту обещают в течение двух недель, после завершения ремонта.
Политолог Аббас Галлямов полагает, что столь горячая реакция высокопоставленных лиц Башкирии могла быть продиктована тем, что в связи с пандемией коронавируса «у всех взвинчены нервы». «Одно дело, когда ты в течение суток должен реагировать, например, на десять входящих сигналов, и тогда можно спокойно позвонить коллеге в Татарстан и все выяснить, другое — когда этих сигналов уже сто: в такое время качество реакции может и пострадать. Фейкньюс — это феномен, известный во всем мире, и на него покупаются очень многие. В данном случае это произошло у нас в Башкирии. Вряд ли в этом стоит искать какую-то серьезную подоплеку»,— заключил эксперт.