Год, которого не будет
Saxo Bank написал о возможных экономических последствиях коронавируса
По мнению аналитиков датского Saxo Bank, из-за эпидемии коронавируса 2020 год станет потерянным для экономики. Они указывают на три основных импульса, которые негативно повлияют на экономику в этом году,— это глобальные удары по спросу и по поставкам, а также нефтяная война. Все это приведет к разрушению капитала и структурной безработицы, а правительствам придется приложить все усилия, чтобы избежать глобальной рецессии.
В опубликованном в четверг экономическом прогнозе на второй квартал Saxo Bank уделяет основное внимание прогнозам того, как пандемия коронавируса повлияет на мировую экономику. Содержание доклада отражено уже в его названии — он называется «Выведенный из равновесия мир».
По словам главного экономиста и директора по инвестициям Saxo Bank Стина Якобсена, пандемия привела в действие три основных макроэкономических импульса:
- глобальный удар по спросу,
- глобальный удар по поставкам,
- нефтяная война, которая привела цены на нефть к минимуму за много лет.
«Такое развитие событий приведет к огромному уничтожению капитала и, скоро, к структурной безработице. Тройной удар по мировой экономике почти гарантирует, что 2020-й будет потерянным с точки зрения экономики годом, когда политикам придется сделать все возможное для борьбы с настоящей глобальной рецессией»,— отмечает он.
По мнению авторов доклада, нынешняя ситуация «уже затмила хаос 2008 года на некоторых рынках».
Эксперты отмечают, что вирус стал «катализатором, который продемонстрировал хрупкость нашей финансовой системы и мировой экономики».
По их словам, в условиях панического снижения долговой нагрузки распространятся мантра «деньги правят всем». «Фонды, банки, инвесторы и даже компании внезапно видят не только резкое снижение цен на активы, но и неконтролируемые колебания соотношений между портфелями и колебания прибыли и убытков»,— говорится в докладе.
Прогнозы для фондового рынка сейчас являются самыми неблагоприятными с 2008 года. По мнению авторов доклада, при худшем сценарии один из основных американских индексов S&P 500 может упасть до 1600 пунктов (при закрытии торгов в среду индекс был равен 2470 пунктам, а в начале года превышал 3200 пунктов). Они считают, что длившийся более десятилетия период стабильного повышения стоимости акций ушел в прошлое. «Мировой "бычий" рынок 2009–2020 года, самый долгий в истории, просто умер от коронавируса»,— говорится в докладе. По мнению авторов, так как цены на акции отражают будущее и перспективы роста, они наиболее чувствительны к нынешнему кризису.
Эпидемия может повлиять на мировой ВВП в долгосрочной перспективе. «Так как глобальные пандемии такого типа очень редки, все модели прогнозирования ВВП можно просто выкинуть в окно, и в условиях масштабного карантина в Европе и возможности того, что COVID-19 станет сезонным, влияние может стать глубже и продолжительнее, чем ожидалось»,— отмечают авторы доклада.
В отличие от кризиса 2008 года, который происходил на фоне относительно слабого доллара и переизбытка валютной ликвидности, в нынешнем случае наблюдается более низкий уровень ликвидности и сильный доллар.
«Этот кредитный кризис был спровоцирован вспышкой коронавируса, но серьезность его последствий — продукт того, что мировая финансовая система стала столь невероятно хрупкой из-за уровня использования заемных средств и мер количественного смягчения, использованных для смягчения прошлого кризиса»,— считает глава подразделения Saxo Bank по стратегии валютной торговли Джон Харди. При этом если в 2008 году правительства спасали банки, то в этом они будут «спасать малый и средний бизнес и все остальное».
Нынешний кризис очень сильно влияет на рынок сырья от энергоносителей и металлов до сельскохозяйственной продукции, в то же время эта сфера скорее всего получит довольно значительную поддержку.
«Наибольшее воздействие сейчас наблюдается в энергетическом секторе. Сочетание сильного роста поставок из стран, не входящих в ОПЕК, и слабых перспектив глобального спроса привело к неизбежному распаду сотрудничества в ОПЕК+, а затем, при дополнительном давлении из-за COVID-19, нефть марки Brent упала до минимума за 18 лет»,— говорит глава подразделения банка по стратегии в сфере сырьевых товаров Оле Хансен. При этом, по его мнению, с учетом того, что сейчас большинство производителей нефти, включая Россию и Саудовскую Аравию, продают ее по ценам намного ниже порога рентабельности, позже рынок нефти восстановится — когда вирус отступит или когда компании с высокой стоимостью добычи из таких стран, как США или Бразилия, продемонстрируют снижение.
В докладе отмечается, что эпидемия особенно сильно повлияет на результаты первого квартала в Китае — ожидается снижение ВВП на 10% или даже 20%. При этом ЕС и США также грозят один или два квартала с замедлением экономики, а Китай первым начнет возвращаться к норме и уже во втором квартале скорее всего продемонстрирует рост.
Коронавирус-2020 в Китае и мире
Последние данные о распространении и ущербе от заболевания — в хронике “Ъ”