«Людям надо кормить семью, а денег нет — я им не плачу»
Как власть и бизнес Урала отреагировали на нерабочий месяц в стране
Президент Владимир Путин продлил нерабочие дни в России до конца апреля. Такое решение стало неожиданностью и для региональных властей, и для бизнеса. И если первые обещают в ближайшее время принять решения на основе нового обращения президента, то вторые готовятся к массовым банкротствам. Все предложения государства по поддержке бизнеса представители сообщества называют ошибками, которые еще больше вгоняют компании в долги, а людей лишают работы.
В своем втором обращении к нации 2 апреля Владимир Путин заявил о продлении до 30 апреля нерабочего периода с сохранением заработной платы граждан. Это необходимо, поскольку пик заболевания коронавирусом в стране не пройден, сказал Владимир Путин. Если обстановка позволит, то этот период будет сокращен. По словам президента, до конца недели главы субъектов должны сами определить уровень опасности и набор соответствующих мер, исходя из «объективной эпидемиологической ситуации» в регионе.
Власти Свердловской области считают заявление президента РФ взвешенным. «Мы понимаем, что пик заболеваемости не пройден. Сейчас будем думать, какие нужны организационные решения в соответствии с той концепцией, которую озвучил президент. Нужно время, чтобы переварить сказанное. Тянуть не будем, но в течение пяти минут после выступления президента такие решения не принимаются»,— рассказал “Ъ-Урал” заместитель губернатора Свердловской области Олег Чемезов.
По его мнению, «нет трагедии» в решении Владимира Путина о продлении нерабочих дней. «Не надо суеты и паники. Нам надо учесть все возможности поддержки предпринимателей и работников рационально, с учетом развития пандемии и трендов в региональной экономике»,— подчеркнул господин Чемезов. Он отметил, что меры поддержки бизнеса будут разрабатываться как на уровне регионального парламента, так и на уровне свердловского правительства.
При этом власти учтут мнения общественных объединений, работодателей.
«Никто не будет принимать единоличное решение. Никто бизнес и людей один на один с этой проблемой не оставит. Но сначала будут решения федерального оперативного штаба и правительства РФ, потом уже наши»,— добавил заместитель губернатора.
В Свердловской области введен режим обязательной самоизоляции для всех. Согласно указу губернатора, всем жителям области — вне зависимости от возраста — рекомендована самоизоляция дома до 5 апреля. Очевидно, что режим будет продлен до конца апреля, но на момент публикации такого решения принято не было. Выходить из дома можно, когда человеку необходима экстренная медпомощь, или он идет на работу в компанию, деятельность которой не ограничена на период карантина; или в ближайший магазин, аптеку, или выносит мусор. Выгул животных разрешен на расстоянии не далее 100 м от дома. В Свердловской области 38 подтвержденных случаев коронавируса, три человека находятся в тяжелом состоянии, один из них на ИВЛ.
Председатель Свердловского союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Михаил Черепанов предполагал, что нерабочее время продлится еще неделю. «Любое продление выходных — это угроза экономике, но сокращение выходных дней — угроза здоровью людей»,— отметил он. По его мнению, сейчас особенно возрастает значимость решений региональных властей. «Нужно соблюсти баланс между деятельностью предприятий, поддерживающих экономику и сохранение бюджетных поступлений, без которых медицина и образование не смогут полноценно существовать, и между сохранением людей на этих предприятиях»,— подчеркнул господин Черепанов.
По мнению экс-мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, Владимир Путин «повторил чудовищную ошибку, которую уже раз сделал». «Он не внес определенности в ситуацию. Умудрился переложить ответственность за все последствия на субъекты малого и среднего бизнеса и на местные власти»,— заявил он. По словам господина Ройзмана, от президента ожидали другого.
«Нужно было, глядя народу в глаза, сказать, что происходит, на что люди могут рассчитывать, что будет в условиях карантина, и что государство возьмет на себя ответственность. Президент должен был показать, что он с народом»,— подчеркнул Евгений Ройзман.
Он добавил, что у него негативное отношение к выступлению: «Он не имеет права опаздывать на обращение к нации второй раз подряд. Всех это оскорбило».
Врасплох предложения президента застали непосредственно бизнесменов. Генеральный директор ТРЦ «Антей» Андрей Гавриловский сообщил, что пока еще не может «это переварить». А генеральный директор группы компаний ТЭН (ТРЦ «Алатырь») Юрий Романович ответил, что решать вопросы с арендаторами ТЦ и думать, как жить дальше, нужно уже после окончания «режима выходных дней». «По стройкам работаем в том же режиме, по торговому центру с арендаторами пока не о чем разговаривать. Не факт, что это последнее продление, если смотреть на китайцев, то мы 1 июня только сможем начать работать. Мне 40 лет, и я такого замеса не видел ни разу, будем отрабатывать по факту. Неделю мы сидели, ждали, но сегодня мы приготовили обращение по всем нашим бизнесам на признание факта форс-мажором»,— рассказал “Ъ-Урал” Юрий Романович.
По словам ресторатора Олега Ананьева, выжить в таких условиях способны те рестораны, у владельцев которых это непрофильный бизнес, так как им есть за счет чего финансировать общепит. Такая мера, как беспроцентный кредит на погашение зарплат, не спасет рестораны. Господин Ананьев считает, что в данном случае нужны компенсации от государства. «Сейчас понятно, что отрасль общепита посыплется хоть как, 2/3 сферы услуг обанкротится, судя по всему, так как власть не собирается нам в полной мере помогать.
Я не возьму кредит, пусть и беспроцентный, зачем залазить в еще большие долги? Я лучше на банкротство подам. Давайте сейчас не будем думать о среднем бизнесе, он похоронен, нужно думать о людях, о сотрудниках, которые сидят дома без зарплат.
Сейчас нужно целевое направление на наши счета, на зарплаты, которое мы будем по безналу перечислять на карточки. Даже если люди не будут платить за ипотеку, за аренду и коммуналку, им надо кормить семью, а денег нет — я им не плачу»,— рассказал ресторатор Олег Ананьев.
Фитнес-отрасль также сильно пострадает, маленькие клубы не переживут таких долгих выходных, считает генеральный директор сети Bright Fit и владелец ресторана «Ptizza Счастья» Алексей Романов. «Летом, когда все пойдет на спад, я думаю, что мелкие клубы не выживут и закроются, а сети останутся с большими долгами. Больше всего жалко людей в этой ситуации, когда у нас появились первые случаи, можно было всех посадить на карантин на 2–3 недели, закрыть страну, закрыть города, да, это было бы жестко, но потерпели бы. А сейчас это растянется на полтора месяца, и людям не на что будет покупать еду, в том числе сотрудникам клубов, клубы не смогут сохранить им заработную плату.
У меня как у собственника бизнеса разочарование в том, что наша власть проявила максимальную некомпетентность. Власть забыла, что ее первоочередная обязанность выполнять работу, и ее работа — забота о здоровье граждан, а не поправки в Конституцию. Президенту точно пора на пенсию, это уже очевидно»,— заявил господин Романов.
«Все налоговые преференции, а именно: отсрочка от уплаты налогов на полгода, никак не помогут малому бизнесу, потому что эти средства нужно будет заплатить позже,— рассказала исполнительный директор турагентства “Туристико” Вероника Семина.— В какие сроки восстановится туристический бизнес, пока неясно. Очень бы хотелось прямой финансовой поддержки государства. На данный момент мы стараемся остаться в этом бизнесе, вкладывая собственные денежные средства для выплаты зарплаты сотрудникам. Денежных средств остается на несколько месяцев. А дальше неизвестность».
Бизнес-омбудсмен Елена Артюх сообщила, что принятие мер поддержки для бизнеса ожидается в ближайшее время, когда губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подпишет соответствующий указ. По ее словам, после объявления нерабочей недели она получила жалобы от бизнеса почти всех отраслей. «Исключение составляют только предприятия, которые занимаются производством медицинских масок, средств защиты и антисептиков. Весь остальной бизнес просит о помощи. Среди разработанных мер поддержки — сокращение налоговых, арендных, коммунальных и других издержек. Кроме того, предлагается ослабить административную нагрузку на бизнес, разрешить автоматическое продление аккредитаций, различной разрешительной документации без дополнительных проверочных мероприятий»,— уточнила госпожа Артюх.
Она добавила, что после продления карантина до 30 апреля федеральные власти могли бы выделить средства на софинансирование издержек по выплате зарплат для тех предприятий, которые приостановили свою работу.
При этом сдерживающим фактором для принятия мер поддержки зачастую является то, что это большая нагрузка для регионального бюджета, отметила госпожа Артюх. Речь идет о выпадающих доходах, которые образуются из-за льгот для бизнеса. «Региональные бюджеты едва ли справятся с нагрузкой, поэтому все ожидают взвешенных решений на федеральном уровне, например, субсидий»,— рассказала госпожа Артюх.