Правительство разрешает торговлю запчастями
Регионам порекомендовали открыть сервисы
Правительство просит регионы разрешить торговлю запчастями, а также не ограничивать работу станций ремонта и техобслуживания. Там признали возможность возникновения перебоев в работе транспортных компаний и экстренных служб из-за отсутствия сервиса. Хотя формально дефицит запчастей за неделю действия ограничений не успел возникнуть, проблемы с сервисом грузовиков были в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и южных регионах, рассказали “Ъ” на рынке. Сейчас большинство субъектов уже последовали рекомендациям. На оказании таких услуг не скажется и массовое закрытие автопроизводств из-за коронавируса: запаса запчастей для вторичного рынка хватит как минимум на месяц.
Минпромторг «настоятельно рекомендует» регионам включить в перечень непродовольственных товаров первой необходимости автозапчасти, в том числе смазочные материалы, шины, покрышки, камеры. Об этом говорится в письме (есть у “Ъ”) чиновников главам субъектов РФ от 2 апреля.
Компании, которые обеспечивают населения товарами первой необходимости, могут работать во время введенных из-за коронавируса ограничений — нерабочих дней, установленных президентом до 30 апреля.
О внесении запчастей в перечень ранее просили в Ассоциации европейского бизнеса и РОАД (см. “Ъ” от 3 апреля). В транспортных компаниях за неделю действия ограничений не успели столкнуться с дефицитом запчастей. Впрочем, там указывали, что, как правило, у парков коммерческой техники нет большого запаса деталей, говорили “Ъ” в отрасли. Речь идет о десятках тысяч автомобилей, для бесперебойной работы которых важно своевременно проходить техобслуживание, менять расходники, резину, особенно в период межсезонья. О спросе на шиномонтаж рассказывали и дилеры легковых и легких коммерческих автомобилей.
Чиновники признали, что своевременное техническое и сервисное обслуживание автомобилей обеспечивает бесперебойное функционирование социально значимых служб.
К этим службам относятся правоохранительных органов, подразделений МЧС, скорой помощи, жизнедеятельность объектов экономики, товаропроводящих цепочек продуктов питания и товаров первой необходимости, включая поставщиков, дистрибуторов, транспортно-логистические организации, службы доставки и курьерские службы, а также пассажирских перевозчиков и организаций ЖКХ. На этом фоне регионам рекомендуется обеспечить и функционирование станций техобслуживания и ремонта.
В письме Минпромторга указывается, что рекомендации уже успешно реализованы в Ульяновской и Самарской областях. Так, согласно указу ульяновского губернатора от 30 марта, работу в период ограничений на фоне коронавируса могли продолжать организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы, а в перечень товаров первой необходимости были включены запчасти. В Самаре автозапчасти включены в список на день раньше — постановлением губернатора от 29 марта.
В другом письме министерства главам субъектов (от 3 апреля, также есть у “Ъ”) дополнительно говорится о необходимости наладить работу инфраструктуры, обеспечивающей своевременный ремонт и техобслуживание автотранспорта, прежде всего, грузового, а также не ограничивать грузоперевозки непродовольственных товаров. Проблемы с работой станций грузовиков в основном возникали в Санкт-Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге и южных регионах, но после рекомендаций большинство сервисных станций было открыто, рассказал источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
По словам источника “Ъ”, в Московской области сразу были даны разъяснения, как не прерывать работу товаропроводящей цепочки, что давало возможность функционировать сервису грузовых автомобилей.
Если регионы последуют рекомендациям, проблемы со стороны концернов также не возникнет. Хотя те и столкнулись со сложностями с поставкой компонентов из-за массового закрытия производств из-за вируса, в частности, в Европе, запчасти для вторичного рынка есть. Источники “Ъ” в иностранных концернах говорят, что в среднем запаса для обеспечения срочных ремонтов, которые позволят осуществлять перевозку товаров первой необходимости в непрерывном режиме, хватит на месяц. У ряда компаний до сих пор идут поставки со складов. Дилеры легковых автомобилей говорят, что в течение нескольких месяцев проблем с запасом запчастей возникнуть не должно.