Фэшн-ритейл делает ставку на онлайн

Насколько серьезным ударом кризис станет для участников рынка

Фэшн-ритейл потеряет 20% от продаж из-за самоизоляции россиян. Такие прогнозы дают эксперты, опрошенные “Ъ”. А если офлайн продажи не возобновятся до конца майских праздников, то падение может достигнуть 30%. Это значит, что более 680 млрд руб. не попадут в кассы магазинов одежды, обуви и аксессуаров. Насколько серьезным ударом это станет для участников рынка? Разбирались Сергей Гусев и Ольга Сергиенко.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Оставаться дома и делать покупки сейчас призывают все бренды одежды. Помимо скидок и налаженной бесконтактной доставки, они используют и другие инструменты продвижения продукции. Например, марка Finn Flare выпустила коллекцию «Оставайся дома», в которую вошли толстовки и джемперы с изображением Камчатки и озера Байкал на спине изделий. Правда, сидя дома на карантине, россияне не спешат закупаться в магазинах одежды. И спрос едва ли станет активнее после выхода на работу, отмечает гендиректор Finn Flare Ксения Рясова: «Онлайн-ритейл — очень сильная сторона нашей компании. Тем не менее в этом сегменте мы сейчас падаем так же, как и на Wildberries, несмотря на то, что у нас сейчас идут рекламные кампании. У людей нет понимания того, как долго им надо растягивать свои сбережения».

Несмотря на все риски, компании активно добавляют новые позиции в онлайн-магазинах. Как пояснили “Ъ FM” в Wildberries, за март ассортимент одежды, обуви и аксессуаров увеличился на 10-15%. Однако гендиректор компании Melon Fashion Group Михаил Уржумцев отмечает, что полный переход в онлайн принес и свои недостатки: например, бесконтактная доставка подразумевает стопроцентную предоплату, что для покупателя не совсем удобно. А значит, потенциально продажи могут упасть в два раза. И если ситуация с изоляцией будет продолжаться, то летних коллекций на витринах магазинов покупатель может не увидеть, продолжает Уржумцев: «Выручка в рознице упала на 100%, поскольку все магазины закрыты. После ввода с 30 марта бесконтактной доставки требуется предоплата онлайн и отсутствует возможность примерок, поэтому выручка снизилась в два раза.

Очевидно, что интернет перекрыть продажи в обычных магазинах не способен».

Трудности у ритейла одежды и обуви возникали еще в конце прошлого года. Компания Fashion Consulting Group сообщала, что продажи по итогам 2019 года сократились на 3-4%. Тогда причиной этому стали уменьшение доходов и российская зима, которая выдалась аномально теплой. И как добавляет гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, самоизоляция россиян обрушит фэшн-рынок более, чем на 20%. Немного лучше обстоит ситуация в сегменте премиальной брендовой одежды. Но и там чувствуются тревожные настроения покупателей.

«Если Китай говорит о потере в 20%, то однозначно у нас эта цифра будет больше. Стресс люксового рынка относительно общего будет меньше. Лидеры не объявляют скиду, тратят усилия на то, чтобы поддержать лояльность покупателей, установить с ними психологический контакт, держать с ними связь, предлагают им различные программы — от спортивных занятий до каких-то конкурсов фотографий дома с подарками. Если они предлагают скидки, они могут быть отложенными — ими можно будет воспользоваться вплоть до Нового года»,— говорит Лебсак-Клейманс.

Как карантин изменил принципы работы ритейлеров

Смотреть

Правда, в сегменте масс-маркета эмоциональной связи недостаточно. Некоторые производители переориентировали свои компании и начали шить медицинские маски, а в интернет-магазине Lamoda вместе с новинками одежды теперь предлагается приобрести макароны, гречку, чай и кофе.

Для некоторых компаний в сфере фэшн-ритейла март завершился увольнениями. Например, сотрудники столичного офиса Gloria Jeans сообщили Forbes о том, что из-за коронавируса под сокращение попали 168 человек.

Вся лента