Ритейлеры меняют формат
С какими трудностями сталкиваются московские супермаркеты
Специальная разметка, пустые полки и доставка с большими задержками — московские супермаркеты адаптируются к режиму самоизоляции. Опустевшие торговые залы и ажиотажный спрос на доставку внес в работу ритейлеров заметные перемены. Теперь они каждый час убирают залы, дают советы посетителям по внутреннему радио, а также принимают в дар медицинские маски и защитные экраны от коллег по бизнесу. Как еще изменилась работа супермаркетов за последнюю неделю? Об этом — Владислав Викторов.
С объявлением в Москве режима самоизоляции супермаркеты стали тем немногим, ради чего еще можно выходить из дома. Торговые сети подготовились к выходной неделе заранее: ввели часы посещения для пожилых людей, оборудовали залы антисептиками и запустили сервисы доставки. Одни обходятся собственными силами — своя сеть курьеров есть, например, у «Перекрестка». Другие сотрудничают с маркетплейсами и службами доставки. Так, продукты из «Дикси» продаются на Ozon, «Лента» обосновалась на iGooods, «Ашан» и Metro доставляют еду через «Сбермаркет», а «Пятерочка» запустила приложение вместе с «Доставистой».
В сети «Азбука вкуса» спрос на онлайн-заказы вырос больше чем в два раза по сравнению с прошлым годом, сообщила “Ъ FM” пиар-директор сети Юлия Лебедь. Посещаемость при этом упала на 16%, и люди чаще стали ходить в магазины у дома, а не рядом с работой. «Мы видим сильное падение трафика в так называемых прогулочных, центральных, офисных локациях, где раньше сотрудники офисов покупали и готовую еду. Одновременно с этим видим рост трафика в локациях более далеких от центра и в тех магазинах, которые расположены в жилых районах и в районе МКАДа, и за МКАД. То есть для нас очевидно перераспределение трафика между разными форматами магазинов», — отметила Юлия Лебедь.
Большинство супермаркетов испытывают острый дефицит защитных масок для сотрудников. Как рассказывают участники рынка, их оптовая цена выросла с 4 до 60 рублей за штуку, а где-то она достигает и 100. При этом нефедеральной сети супермаркетов на один месяц может требоваться до 800 тыс. таких масок.
Генеральный директор «Дикси» Игорь Плетнев при этом отметил в интервью “Ъ FM”, что главная трудность, с которой столкнулась сеть, — необходимость беспрерывно пополнять полки. «Трафик покупателя в среднем упал на 27%, средний чек вырос на 57%. Это говорит о том, что подавляющее большинство граждан отнеслось серьезно к призыву правительства перейти на самоизоляцию. Это так же вселяет оптимизм с точки зрения перспектив сдерживания пандемии. Основная сложность заключалась в том, чтобы оперативно довезти товар. Нужно понимать, что обычно торговые сети пополняют полки планово, равномерно с помощью программ по прогнозированию спроса, которые учитывают многие факторы — сезонность, праздничные дни, пост и многое другое. Все эти программы оказались бесполезны в условиях, когда некоторые покупатели захотели создать дома запасы на несколько месяцев», — рассказал гендиректор «Дикси».
Несмотря на все меры, в первую неделю массовой самоизоляции супермаркеты часто не справлялись с ажиотажным спросом на доставку. Крупные супермаркеты задерживали ее на два-три дня, а «Перекресток», например, в четыре раза увеличил минимальный чек, теперь он составляет 4 тыс. руб. В Х5 Retail Group это объясняют нехваткой автомобилей и курьеров.
Продление режима самоизоляции вынудит сети супермаркетов еще активнее развивать сервисы доставки, считает управляющий партнер консалтингового агентства «Психея», экономист и маркетолог Алексей Муразанов. Тем компаниям, кто не сделал этого заранее, уже сейчас приходится нелегко. «Резкое увеличение даже на 15-20% спроса на доставку приведет, условно говоря, доставщиков в коллапс. Сам по себе супермаркет, его служба, его склады обладают логистической и сервисной мощностью на там 15% от объема покупок. Теперь представьте, что этот спрос вырастает вдвое. Можно решить эту задачу быстро? Я думаю, что нет. Те, кто более-менее организован и сделает из этого бизнес, да, безусловно, имеет уже инфраструктуру, ему необходимо инвестировать туда определенное количество денег для того, чтобы это произошло, а остальные будут коллапсировать по факту того, что эту систему надо наладить», — уверен Алексей Муразанов.
По данным «Инфолайн-Аналитика», российский рынок онлайн-доставки продуктов составляет 35 млрд руб., только в прошлом году он вырос на 50%. Собеседники “Ъ FM” при этом отмечают, что когда режим самоизоляции завершится, интерес супермаркетов к освоению дистанционной торговли резко снизится.
К доставке продуктов из супермаркетов подключились и площадки, не связанные с продовольственными товарами. В их числе онлайн-магазины одежды и обуви KupiVIP и Lamoda. Маркетплейс Joom запустил сервис доставки еды внутри приложения Joom Fresh.