Адвокаты ответят за подозрение на коронавирус
Судья пожаловалась на двух юристов из палаты Ленинградской области
Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга вынесла представления в адрес адвокатов палаты Ленинградской области Павла Волошина и Андрея Васильева. На одном из заседаний господин Волошин заявил ходатайство о его отложении, утверждая, что судья Елена Сергеева больна коронавирусом и создает опасность для него и его детей. Председательствующая посчитала это спланированной акцией, направленной на срыв заседания, и попросила палату применить к защитникам меры дисциплинарной ответственности, вплоть до лишения адвокатских статусов.
Как сообщили “Ъ” в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга, в конце марта судья Елена Сергеева вынесла два представления, в которых потребовала возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвокатов Павла Волошина и Андрея Васильева. Поводом стало поведение защитников на заседании по продлению меры пресечения для Христины Страховецкой, обвиняемой в особо крупном мошенничестве. В процессе господин Волошин заявил ходатайство об отложении заседания, мотивируя его тем, что у председательствующей судьи есть явные признаки заболевания коронавирусом, а это «создает опасность для него и его детей».
По мнению судьи, такое поведение защитников было явно запланированным и согласованным. В представлении она полагает, что таким образом они хотели сорвать рассмотрение ходатайства следователя о продлении меры пресечения. «Высказывание в адрес председательствующего не подтвержденных никакими объективными данными доводов о наличии у него заболевания, вызвавшего пандемию, и о том, что рассмотрение дела в его составе представляет опасность для участников процесса, в частности, для самого адвоката и его детей, является выражением явного неуважения к суду»,— говорится в документе.
На заседании адвокаты также отмечали, что из-за карантина согласовать позицию со своей подзащитной в СИЗО практически невозможно: разговаривать приходится через защитное стекло. Такие доводы суд расценил как несогласие с принимаемыми президентом и правительством мерами по противодействию распространению коронавируса. «Однако в своей профессиональной деятельности адвокатам следует учитывать, что такие меры… являются вынужденными»,— указывается в представлении. Подачей ходатайства об отложении адвокаты не ограничились. После заседания защитник Андрей Васильев, указывается в представлении, в неподобающей форме сообщил суду, что он обратится в органы Роспотребнадзора.
В разговоре с “Ъ” адвокат Павел Волошин сообщил, что о вынесенном представлении ему известно. По его словам, некорректных фраз в адрес судьи никто из защитников не допустил, однако сама по себе ситуация действительно была напряженной. Адвокат Волошин пояснил, что во время заседания он заметил у председательствующего явные признаки простуды: «По тому, как она оглашала документы и вела процесс, это должно быть слышно на аудиозаписи судебного разбирательства. Мой сын из-за заболевания принимает иммуноподавляющие препараты — с его состоянием здоровья любое инфицирование может быть смертельно опасным. О чем я и предупредил суд».
Павел Волошин отмечает, что изначально Христину Страховецкую защищали три адвоката, и судья освободила от участия в дальнейшем слушании одного их них — Еву Страховецкую. Поддерживая ходатайство Павла Волошина, она просила о такой мере в случае его неудовлетворения, поскольку на ее попечении находятся трое детей. «Никакой неотложности в продлении меры не было, поскольку одно и то же ходатайство следователя рассматривалось в третий раз и речь шла о продлении стражи по 27 февраля, поэтому я и попросил об отложении заседания или объявлении перерыва. После разрешения моего ходатайства и отказа в его удовлетворении я с разрешения судьи пересел из-за стола, где находятся адвокаты, в зал судебного заседания на расстояние, по моему мнению, санитарно безопасное, а процесс продолжился без всяких эксцессов»,— говорит господин Волошин.
Адвокат Андрей Васильев считает ходатайство своего коллеги абсолютно корректным: «После того как моя подзащитная высказалась за отложение или перерыв в заседании, я не мог не согласиться с ее позицией». Комментируя фразу об обращении в Роспотребнадзор, господин Васильев отметил, что никаких заявлений, имеющий юридическую силу, за рамками процесса быть не может: «В любом случае, Роспотребнадзор — это не крамольная организация, которая не имеет отношения к данной ситуации. Даже если бы я это упомянул, то имел бы на это все правовые основания. Сейчас любой человек в любой бытовой ситуации, видящий признаки или симптомы респираторного заболевания, не только может, но и обязан задуматься, не обратить ли ему на это внимание структур здравоохранения». Отсылки судьи к возможному несогласию с позицией президента и правительства Андрей Васильев назвал «спекуляцией в стиле Андрея Вышинского».
Согласно кодексу профессиональной этики адвоката, в случае возбуждения дисциплинарного производства соответствующее дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев.