Магазины duty free опустели
Операторы предупреждают о банкротстве отрасли
Закрывшие магазины с середины марта из-за пандемии коронавируса операторы duty free вслед за многими другими участниками рынка ждут финансовой поддержки от государства. Ритейлеры, в числе прочего, просят власти субсидировать половину расходов на зарплату сотрудникам и аренду помещений до возобновления международного авиасообщения. По итогам 2020 года объем сегмента сократится на 50%, полагают эксперты. Докризисных показателей компании смогут достигнуть в лучшем случае через полгода после возобновления международных авиарейсов.
Расположенные в зонах беспошлинной торговли аэропортов ритейлеры не включены ни в одну из программ поддержки наиболее пострадавших отраслей торговли из-за пандемии коронавируса, сообщила “Ъ” исполнительный директор Евразийской ассоциации беспошлинной торговли Фатима Дзоблаева. Магазины duty free в России не работают с 16 марта на фоне почти полной остановки пассажирского сообщения на всех пунктах пропуска через государственную границу, отмечает она.
Для сохранения отрасли магазинам беспошлинной торговли с середины марта и до полного восстановления международного сообщения должны быть предоставлены меры поддержки, такие как освобождение от уплаты налогов на физических лиц, (кроме НДС), единого налога на вмененный доход, а также от страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, настаивают в ассоциации. Операторы также просят правительство о субсидиях на оплату 50% фонда оплаты труда до полного восстановления международного авиасообщения.
По данным госпожи Дзоблаевой, в сегменте беспошлинной торговли работает около 5 тыс. человек. Источник “Ъ” из числа операторов duty free говорит, что средняя зарплата на рынке составляет 65-75 тыс. руб.
Таким образом, поддержка отрасли может обойтись бюджету в 187,5 млн руб.
Операторы также просят о кредитных каникулах до конца 2020 года, расширении льготного кредитования, финансовой поддержке в размере 50% от расходов на аренду торговых площадей, моратории на уплату коммунальных платежей и пр.
Предложения были направлены премьеру Михаилу Мишустину и первому вице-премьеру Андрею Белоусову, уточняет Фатима Дзоблаева.
Точки беспошлинной торговли приносят до 45% неавиационных доходов аэропортам Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах — до 30%, отмечают в Евразийской ассоциации беспошлинной торговли. По данным «Infoline-Аналитики», общий оборот duty free в России в 2019 году превысил 60 млрд руб.
Президент Евразийской ассоциации беспошлинной торговли Дэвид Грейди говорит о снижении трафика в магазинах с конца января, когда в аэропортах Москвы из-за вспышки коронавируса количество пассажиров сократилось на 20%. «Трафик на Дальнем Востоке стал снижаться еще раньше. Следом было приостановлено сообщение с Италией, а это 6% от всего пассажиропотока, далее — веером — последовали остальные страны, с 16 марта поток был остановлен полностью»,— рассказывает он.
Собеседник “Ъ” из числа операторов duty free рассказывает, что был вынужден отправить 95% сотрудников в неоплачиваемый отпуск: возможностей брать кредит у компании нет.
«При этом государство включенным в перечень наиболее пострадавших отраслей компаниям предлагает отсрочки. Нам нужны субсидии или какие-то каникулы, в противном случае наш бизнес сократится как минимум на 70%»,— добавляет он.
Вернуться к докризисным показателям, по оценкам господина Грейди, сегмент сможет не ранее чем через полгода после возобновления международного сообщения. По его прогнозам, без поддержки отрасль не продержится и месяца. Совладелец сети duty free магазинов «Аэро-трейд» Андрей Мартынюк предполагает, что сможет приостановить свой бизнес максимум до конца мая.