«Не хотелось бы, чтоб наш Воронеж проиграл их Парижу»

Михаил Гуревич — о продлении нерабочих дней

Решение о продлении нерабочих дней в стране до конца апреля вызвало споры, но в приоритете — здоровье граждан, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он также призвал не забывать о трудностях, с которыми сталкиваются сейчас участники экономической жизни. Поддерживать экономику или изолировать граждан? Что важнее: строгое соблюдение карантинных предписаний или спасение бизнеса, особенно малого и среднего? Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич рассуждает, как государство будет решать этот почти гамлетовский вопрос.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Экономика или гуманизм — вот в чем главный вопрос. В преддверии второй недели так называемого выходного месяца именно это противопоставление вызывает наиболее ожесточенные распри изолировавшихся в соцсетях россиян. Что важнее: строгое соблюдение карантинных предписаний или спасение бизнеса, особенно малого и среднего? Люди сравнивают разнообразные графики заболеваемости и смертности, обсуждают теории заговора и вспоминают крушение Советского Союза, также последовавшее за длинной экономической рецессией. Каких только доводов не встретишь в этих бесконечных дискуссиях.

Нас пугают примером Италии и Нью-Йорка, где врачи не справляются с потоком заболевших, и требуют от предпринимателей раскошелиться и не ныть: можете даже обанкротиться, но лучше потом, когда заплатите обещанные президентом зарплаты. Представители же частного сектора, неудовлетворенные скромной поддержкой властей, поминают Швецию и теорию коллективного иммунитета. От отчаяния они тоже нередко доходят до крайностей, разглагольствуя о том, что данные ВОЗ какие-то недостаточно страшные, а то и вовсе скатываются в социал-дарвинизм. Не будем обсуждать этические истоки этого дискурса, но, как мне представляется, в данном случае истина даже не посередине. Это будто спор мягкого с круглым.

Как СМИ освещают пандемию, что скупают и чего опасаются в России и за рубежом

Смотреть

Безусловно, необходимо бороться с пандемией сегодня и одновременно готовить пакет срочной экономической помощи. Именно на эти действия россияне выдали кредит доверия государству. Мы согласились круто изменить жизнь даже без реализации всех этих зловещих планов по введению QR-кодов и слежки по банковским транзакциям. Должен признаться, что на днях спустился утром в магазин, забыв надеть маску, и ощутил себя чуть ли не голым — в смысле единственным человеком с открытой нижней частью лица, хоть рукой рот прикрывай. Так что, да, пока мы поверили. Теперь дело за руководством страны. Полномочий у него более чем достаточно.

Хотелось бы верить, что количество побочных смертей от коронавирусного коллапса не превысит людские потери от самой заразы, что мрачные прогнозы о перспективе десятков миллионов безработных и не менее массовых в процентах банкротств компаний заставят государство выйти из зоны комфорта. В противном случае рассуждения, что бюджета на всех не хватит, грозят завтра обернуться драматическим снижением поступлений в нашу национальную «кубышку», и тогда тяготы нынешней изоляции покажутся нам цветочками.

Почему кабмин не реагирует на призывы предпринимателей

Смотреть

Кроме того, не стоит забывать, что, несмотря на декларированную суверенную демократию, мы остаемся частью цивилизованного мира. Все действия и последствия будут оцениваться обществом не только по собственным ощущениям, но и в сравнении с результатами усилий других. И очень не хотелось бы, чтоб наш Воронеж проиграл их Парижу.

Вся лента