«Зенит» обошел «Спартак» на десять процентов
Футбольный клуб договорился с игроками о снижении зарплат
Руководство футбольного клуба «Зенит» договорилось с игроками о снижении зарплат на 50% на время приостановки турниров из-за пандемии коронавируса. Эта мера позволит клубу снизить финансовые потери в ситуации, когда нет возможности зарабатывать. Игроки «Зенита», если верить различным источникам, пошли на самое большое сокращение зарплат в Российской профессиональной лиге (РПЛ), футболисты других клубов «подвинулись» меньше. Другое дело, что контракты зенитовцев — самые крупные в лиге.
Информация о том, что игроки «Зенита» согласились на сокращение годовых зарплат, появилась в понедельник, ее распространили спортивные телеграм-каналы. Чуть позже об этом сообщил гендиректор петербургского клуба Александр Медведев. Он сослался на Трудовой кодекс РФ, где есть понятие «простой». В данном случае простой носит вынужденный характер — футбольные соревнования не возобновятся в России раньше июня, так решил Российский футбольный союз, действуя в рамках ограничительных мер из-за распространения коронавирусной инфекции. Оставлять игроков (работников) без зарплаты «Зенит» (работодатель) не может, так как они не отказываются от выполнения своих контрактных обязательств. Могут тренироваться, например. Соревнования не проводятся не по вине футболистов. Поэтому с ними приходится договариваться.
Решения «Зенита» по поводу снижения зарплат ждали с прошлой недели. Тогда о своем «секвестрировании» объявил московский «Спартак», один из самых принципиальных соперников сине-бело-голубых. «Спартак» уговорил игроков снизить финансовые аппетиты на 40%. Это был серьезный ход от Леонида Федуна, владельца красно-белого клуба, вице-президента ЛУКОЙЛа. Позже о сорокапроцентном снижении жалования игрокам объявило московское «Динамо». И вот тогда «Зенит», выдержав паузу, как сделал на аукционе по продаже мебели Остап Бендер, заявил на всю страну: 50%. Многие расценили это как очередную победу петербургского клуба над конкурентами — не на футбольном поле, а на имиджевом. Хотя, как говорится, свечку никто не держал, и найти доказательства того, что клубы «урезают» зарплаты игрокам именно в тех объемах, о которых объявляют, весьма затруднительно. Остается верить в честность и благородство действующих лиц.
Известно к тому же, что руководству не всех клубов удается договориться с футболистами по вопросу сокращения зарплат. Например, в московском «Локомотиве» коса нашла на камень. Генеральный директор клуба Василий Кикнадзе, ранее работавший начальником спортивной дирекции ВГТРК, тоже предложил игрокам снизить требования по контрактам на период пандемии (апрель-май). Но те вышли к нему со встречным предложением: не хочет ли руководство «Локомотива» перезаключить контракты с теми, у которых они завершаются летом? Кикнадзе дал понять, что этот вопрос обсуждать не готов. Тогда игроки сказали гендиректору, что видят его, только когда речь идет о финансах и всегда «с плохими новостями». Переговоры по зарплатам зашли в тупик, вызвав волну недовольства футбольной общественности и в адрес боссов «Локо», и в адрес игроков.
«Зениту» удалось найти общий язык с футболистами тихо-мирно. О том, что это произойдет, Александр Медведев говорил неоднократно. При этом надо понимать, что возможности у «Газпрома», финансирующего «Зенит», другие — какая бы ни была ситуация в экономике. И потеряют игроки петербургского клуба меньше, чем другие, при любом «урезании». В «Зените» вряд ли есть игроки, зарабатывающие по контракту меньше €2 млн в год. Заработок большинства — €3–4 млн. Плюс бонусы, премии за различные достижения, в том числе солидный бонус за победу в чемпионате страны. «Зенит» в нем лидирует, опережая «Локомотив» на девять очков за восемь туров до окончания турнира.
Пока неизвестно, удастся ли доиграть чемпионат. В Европе это необходимо сделать, так как клубы «отбивают» свои затраты на продаже билетов, телеправ и рекламы. Российские клубы от этих статей дохода зависят в меньшей степени — их финансируют из бюджетов корпораций и регионов в рамках «социальной миссии». Сейчас в этих бюджетах «дыры», они «трещат», по выражению мэра Москвы Сергея Собянина. К тому же футболисты могут утешать себя тем, что проводят время во время карантина дома, больших трат у них нет. В питерских квартирах пережидают сложные времена и легионеры «Зенита». Им платят в евро, так что в условиях падающего курса рубля они чувствуют в финансовой безопасности.