В Тюменской области число граждан-банкротов выросло на 205,4%
Тюменская область вошла шестерку лидеров по темпу прироста новых банкротств граждан в первом квартале 2020 года. По данным статистики Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ, Федресурса), в январе – марте 2020 года арбитражный суд вынес 284 решения о признании банкротами жителей Тюменской области. Прирост числа новых личных банкротств к первому кварталу 2019 года в регионе составил 205,4%. В 2019 году в регионе были признаны банкротами 757 человек.
Это значительно больше, чем средний темп прироста новых банкротов в целом по России (68% к первому кварталу 2019 года). Больший темп прироста только в Камчатском крае (54 новых банкрота, рост на 671,4%), в Ингушетии (7 новых банкротов, рост на 600%), в Орловской области (64 новых банкрота, рост на 433,3%), в Магаданской области (10 новых банкротов, рост на 400%), в Карачаево-Черкессии (13 новых банкротов, рост на 225%) и в Курской области (169 новых банкротов, рост на 213%).
В Ханты-Мансийском автономном округе в первом квартале 2020 года были признаны банкротами 250 человек (прирост к первому кварталу 2019 года составил 77,3%). В Ямало-Ненецком автономном округе в первом квартале 2020 года суд признал банкротами 81 жителя (прирост на 52,8%).
По словам партнера международного центра защиты прав Globallaw Генрия Папавы, отчасти столь значительный прирост числа новых банкротов-граждан в Тюменской области можно объяснить «эффектом низкой базы». «С учетом размера населения число банкротов-граждан в Тюменской области было небольшим, если сравнивать с сопоставимыми по населенности регионами России. Кроме того, Тюменская область – один из российский лидеров по уровню зарплат и обеспеченности населения финансовыми ресурсами. Рост связан с популяризацией процедуры банкротства среди граждан, с высокой закредитованностью россиян, которые не могут расплачиваться по долгам и вынуждены уходить в процедуру банкротства», — отмечает он.
Сейчас накопилась значительная судебная практика по личным банкротствам, продолжает Генрий Папава, и юристы эффективнее оценивают риски для должников. «Закон вовсе не во всех случаях освобождает гражданина-должника по итогам процедуры банкротства от долгов. В частности, если гражданин намеренно набирал кредиты, не собираясь их отдавать, то по итогам процедуры банкротства суд может отказаться освобождать его от долгов перед кредиторами. В целом сейчас процедура личного банкротства, как показывает практика, более выгодна должникам, чем их кредиторам (в первом квартале 2020 года должники обращались с заявлениями о личном банкротстве в 93% случаев, что значительно отличается от статистики по процедурам банкротства юридических лиц), чем должники и представляющие их интересы юристы стремятся воспользоваться», — говорит юрист.