Туман в конце тоннеля
В условиях коронавируса ярославский бизнес ожидает главные проблемы впереди
Кризис, вызванный пандемией коронавируса, сказался на всех сферах деятельности и жизни. Особенно ощутимый урон нанесен малому и среднему бизнесу. Сами предприниматели и эксперты считают, что главные проблемы еще впереди. Есть надежда на то, что несколько смягчат негативное воздействие кризиса предпринимаемые властями действия по поддержке бизнеса. С 6 апреля по распоряжению областных властей начали работать 55 крупных системообразующих промышленных предприятий области. Средний и малый бизнес пока остается «на карантине» и самостоятельно решает возникшие проблемы. О том, как это происходит бизнесмены рассказали “Ъ-Ярославль”.
Директор ООО «Строительно-проектная компания» Сергей Душин считает, что сейчас бизнесу необходимо переориентироваться, поскольку рынок после кризиса будет меняться, старые схемы будут разрушены.
«Сейчас у меня по ряду контрактов отказы, процентов на 40. Если месяц-два я смогу сотрудников “протянуть”, то дальше денег на расчетном счете у нас не останется. Если брать мою сферу - проектирование, то понимаю, что после кризиса пойдет спад, люди побоятся вкладывать деньги в какие-то проекты. Поэтому мы начали разрабатывать проекты каркасного строительства – маленьких жилых боксов, которые можно возвести за несколько дней, это конкретный продукт для клиента. Скорее всего, сельское хозяйство никуда не денется, в этой сфере нужно подумать над проектами»,— рассказывает о своих планах господин Душин.
Ювелир и коллекционер Николай Балмасов говорит о приостановке продаж своей продукции в связи с режимом самоизоляции. На данный момент он распустил мастеров-ювелиров, не имея возможности заплатить достойную зарплату и при этом понимая, что в данный период работу по профилю они найти не смогут.
«У нас финансовый кризис и пандемия, мы здесь ничего не можем сделать, стоишь и ждешь, когда будет хоть что-то понятно. Наша ювелирная промышленность на 99% работает на импортных материалах, а сейчас все закрыто, сырье не купить. Предметы роскоши, произведения искусства – это не хлеб, не воздух, не вода, не маски на лицо. Если кто-то сейчас изъявляет желание купить ювелирное изделие, то только за треть цены, а это ниже себестоимости»,— отмечает господин Балмасов.
Он поясняет, что в Ярославской области зарегистрировано 54000 субъекта малого и среднего бизнеса, в которых задействовано 164000 человека. При этом отсутствуют объединяющие структуры и решения по ситуации. «Есть такое понятие “мобилизационная экономика в случае пандемии”, у нас это не организовано, каждый выживает сам по себе», сетует господин Балмасов.
Генеральный директор ТД «Автоптека24» Александр Паутов признает, что с распространением пандемии коронавируса продажи компании упали на 65%. «В компании мы ввели систему превентивной защиты – провели обработку помещений, дезинфекцию, выдали работникам антисептики, маски, подготовились к удаленной работе, но в данный момент из-за сложившейся ситуации продаж у нас совсем нет. Сократить зарплату работникам мы не можем, налоговые и социальные платежи никто не отменял. Банк, с которым мы работаем, не предлагает ни программы реструктуризации, ни отсрочки или беспроцентные платежи, ни программы по овердрафту»,— комментирует господин Паутов. По его словам, у компании есть лицензии на производство антисептических средств, но нет возможности купить сырье – этиловый спирт, переговоры с заводом-изготовителем пока успехом не завершились, к тому же, отсутствует поддержка в виде программы банковского льготного кредитования.
Руководители РЦ «Автодизель» основной проблемой предприятия в сложившейся ситуации видят не падение объемов продаж, а ожидаемый кризис неплатежей, невыплаты по уже отгруженной продукции, что «будет равно катастрофе и закрытию». Председатель совета директоров РЦ «Автодизель» Вадим Кузовкин рассказывает, что бизнес компании связан с отсрочками платежей, которые предусмотрены законом в работе с госкомпаниями. «У нас дебиторка более 100 млн руб., очень серьезная, как и у большинства крупных предприятий, которые работают в сфере оптовой торговли, по крайней мере по запчастям. Мы работаем с нефтесервисными компаниями, и наш бизнес тесно связан с отсрочками платежа, это огромные суммы. Самый большой риск я вижу не столько в снижении оборота, мы к этому готовы, соптимизируемся, подсократимся, это не страшно, страшно то, что нам не заплатят за то, что мы уже до этого отгрузили, особенно это касается крупных корпораций. К сожалению, даже среди всех выигранных судов по выплатам, мы возвращаем деньги только в 10% случаев»,— поясняет господин Кузовкин.
Компания «Шексна-строй» (центр домостроения «Свой терем») работает по двум направлениям. По словам директора, торговля пиломатериалами в данный момент идет хорошо, «деревяшки пользуются повышенным спросом». В отличие от бизнеса по строительству загородной недвижимости. По словам директора, сейчас количество заявок и сделок сократилось на 20%. Люди вынуждены решать свои жилищные вопросы за счет кредитов, а банки пока взяли паузу. Руководство компании считает, что государству необходимо стимулировать банки выдавать кредиты, так деньги пойдут в реальный сектор экономики.
«Надеемся, не заглохнут государственные жилищные программы, субсидирование строительства. До недавнего времени хорошо работала программа “Развитие сельских территорий Ярославской области”, по ней мы строили для жителей села десятки домов в год, субсидирование шло в хорошем режиме. Сейчас финансирования нет. А у нас склады заполнены материалами, мы под них финансирование привлекали, это убытки из-за снижения спроса»,– рассказывает директор ООО «Шексна-строй» Роман Горбунцов.
Для некоторых отраслей бизнеса кризис стал временем возможностей. Генеральный директор рекламно-производственной компании «АРТ-Визио» Антон Шишленков считает, что для бизнеса компании ситуация не критична, «наша ниша быстро выходит из подобных кризисов, потому что реклама нужна всегда, одни предприятия закрываются, другие открываются, этот цикл не остановить». Кризис, отразившийся на других отраслях, для компании стал временем, когда можно нарастить клиентскую базу, увеличить количество сделок, крупных клиентов. Это стало возможно за счет перестройки маркетинга, имеющихся долгосрочных проектов, свободного запаса денежных средств и оптимизации всех процессов. «Например, мы пересмотрели поставщиков материалов. В результате повышений курса доллара, поставщики выслали новые прайсы, а мы путем нехитрых манипуляций поняли, что они просто прибавили 30% к предыдущим ценам. Мы стали рассматривать варианты и выбрали другого поставщика, с которым работали ранее, были приятно удивлены качеством, сроками, стоимостью. В результате этого цена нашей конечной продукции увеличилась лишь на 3%»,— делится господин Шишленков.
ЗАО «Ярославский завод упаковочных материалов» поставляет упаковку пищевым предприятиям. По словам генерального директора компании Дениса Пелевина, спрос на продукцию возрос. «Я бы может и распустил коллектив, но мы понимаем, что даже на карантине люди не могут без продуктов, а их надо упаковывать, поэтому работа нашего предприятия необходима. Мы делаем упаковку для изготовителей молочной и хлебобулочной продукции, молочных комбинатов Московской, Костромской областей, для компаний “Росагроэкспорт”, “Пятерочки”, “Красная цена”, для Ярославской фармацевтической фабрики. Производство работает в четыре смены, мы понимаем свою ответственность. Возможно, будем заказывать транспорт для работников, чтобы обезопасить их»,— поясняет господин Пелевин.
Действия по поддержке оказавшегося в сложных условиях бизнеса предпринимаются и на федеральном и на региональном уровнях. 8 апреля на заседании регионального штаба будет утвержден план действий по поддержке предприятий и обеспечению занятости населения в Ярославской области. “Ъ-Ярославль” сообщал, что в этом плане в числе первоочередных мер — поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе и тех, которые отнесены к отраслям, наиболее пострадавшим от пандемии. На данный момент это 22 вида экономической деятельности по девяти направлениям. Возможно, что данный список будет расширяться и в него войдут ЖКХ, строительство и агропромышленный комплекс.
Как сообщил губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, в ближайшее время на рассмотрение областной думы будет вынесен региональный закон об отсрочке и рассрочке для организаций малого и среднего бизнеса выплат по налогам на имущество, транспортного налога, пеней и штрафов. «Послабления предусмотрены прежде всего для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в досуговой сфере. Это турфирмы, театры, музеи, фитнес-центры, гостиницы, кафе и рестораны, а также те, кто занимается дополнительным образованием, оказанием бытовых услуг, автомобильными пассажирскими перевозками. Они сильнее других страдают от ограничения контактов. Важное условие, доход предприятий, занимающихся перечисленными видами деятельности, должен быть не менее 70%»,— отметил господин Миронов, уточнив, что платежи планируется отсрочить до 1 июля, а в случае необходимости разрешить погашать их равными долями до конца года.
По мнению управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, несмотря на все предпринимаемые меры, малый и средний бизнес уже в ближайшее время столкнется с почти полным обнулением выручки, так как люди перестают перемещаться по городу и пользоваться услугами предприятий общественного питания, гостиничными услугами, перестают ходить в магазины, посещать выставки и конференции. «Такие глобальные проблемы просто “трудностями” назвать нельзя, это уже настоящий вызов, требующий полной переориентации бизнеса, пересмотра ниши, в которой работает компания, пересмотра кадровой политики — и многим собственникам проще закрыть компанию, чем полностью переносить ее на новые рельсы»,— отмечает господин Жарский.
Сменится ли нынешний туман неопределенности будущего для отечественного бизнеса какой-то ясностью зависит от многого, в том числе от согласованных действий властей разного уровня и от того, насколько точно и понятно смогут донести свои проблемы и потребности сами бизнесмены до тех, кто принимает решения, - предполагает эксперт.
Подробнее о ситуации в спецпроекте “Ъ-Ярославль” – «Ярославский бизнес эпохи коронавируса»