Нефть растет на ожидании встречи ОПЕК+
От чего зависит судьба соглашения о сокращении добычи
Нефть торгуется выше $33 в ожидании новой сделки о сокращении добычи. Утром котировки Brent уходили за $34 на сообщениях об экстренной встрече министров энергетики стран G20. Она запланирована на 10 апреля и может стать альтернативой расширенным переговорам ОПЕК+, если они не состоятся в четверг. Днем стоимость барреля скорректировалась после утечек в СМИ о разногласиях между основными участниками новой сделки — Россией и Саудовской Аравией. Эр-Рияд якобы хочет сокращать добычу с нынешних уровней, а не с февральских объемов, как настаивает Москва. От какой стороны сейчас зависит судьба нового соглашения? И нужно ли оно России?
Старший аналитик «БКС-Премьер» Сергей Суверов полагает, что главный вопрос в позиции саудитов: в марте они сообщили о значительном наращивании добычи, и если будут сокращать ее с этих уровней, то фактически не потеряют ничего.
«Я думаю, что Саудовская Аравия увеличила свое предложение, не добычу, а именно предложение, потому что у них были уже накопленные запасы для того, чтобы иметь такую переговорную позицию. Это очередной такой трюк, и другие стороны, наверное, понимают, о чем идет речь, и поэтому трюк Саудовской Аравии может и не сработать. Если Саудовская Аравия продолжит упорствовать, тогда сделка будет под угрозой срыва, и я думаю, что Россия принципиально не согласится на такой подход. Потому что больший объем сокращения добычи со стороны России — это достаточно большая проблема для российских нефтяных компаний, которые пожертвуют значительными объемами и значительной прибылью».
Неопределенность остается и в отношении участия в сделке Соединенных Штатов. Дональд Трамп сделал заявление о том, что США уже сокращают добычу и о новых уступках страну никто не просил. Однако включение американских производителей в сделку принципиально важно, подсчитала старший аналитик информационно-аналитического центра компании «Альпари» Анна Бодрова:
«Сейчас мировой избыток предложения нефти в сутки составляет порядка 18 млн баррелей. Для того чтобы цены выравнять, нужно, чтобы саудиты сократили добычу в среднем миллиона на 3-4, 1,5-2 млн баррелей в сутки может урезать Россия, остальное можно раскидать на остальных участников нефтяного рынка. Но здесь очень важно, чтобы подключились Соединенные Штаты, и подключились не риторически, а практически. Штаты вполне могут сократить добычу на 3-4 млн баррелей, и тогда мировые цены начнут стабилизироваться просто за счет того, что сгладится дисбаланс между спросом и предложением».
Предыдущее соглашение, которое должны были продлить в марте, предполагало увеличение объемов сокращения добычи в общей сложности на 1,5 млн баррелей. На долю России пришлось бы около 300 тыс. баррелей. Но Москва и Эр-Рияд не смогли договориться. Новая сделка в расширенном составе парадоксальным образом не выгодна никому, считает заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков.
«Я не очень понимаю, как в принципе возможно участие США. У США уже очень давно нет никаких механизмов по коллективному сокращению добычи. Крайне сомневаюсь, что в нынешней ситуации удастся быстро договориться о каком-то участии Соединенных Штатов. Вопрос в том, насколько существенна будет эта сделка. Если сокращать действительно на 10 млн баррелей и не брать в эту квоту вклад Соединенных Штатов, то, скорее всего, цены, как минимум, не упадут от нынешних уровней, и это невыгодно Саудовской Аравии и России, потому что при цене $35 сланцевая добыча сильно сокращаться не будет. А вот если сократить внутри ОПЕК+ на меньшую величину, то, скорее всего, цены все равно снизятся. И хотя Соединенные Штаты и не участвуют в сделке, из-за снижения цен они вынуждены будут сокращать, как и все остальные. Эта ситуация, которая сейчас сложилась, она очень необычная, связана с падением спроса, и, в общем-то, сколько бы сейчас страны ни сократили, в моменте это не поможет, потому что падение спроса гораздо больше», — отметил Юрий Барсуков.
Сразу несколько международных банков и аналитических компаний оценивают нынешний профицит нефти на мировом рынке в 20-25 млн баррелей. Однако аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Александр Осин считает такие данные некорректными. Он уверен, что новая сделка может значительно увеличить цены на нефть.
«Берут, допустим, за основу китайские данные недельные, за неделю она сократится на 10%, и в следующую неделю она вырастает на 10%. По данным ОПЕК за март был прогноз роста 1,2% год к году, стал 0,1% год к году, и чтобы был профицит нефти в 20 млн баррелей, мировая экономика должна сократиться на 20%. То есть это должен быть не коронавирус, а скажем, марсиане, чума, холера. Если они сократят на 10 млн баррелей в день, это шок для рынка, 1973, 1978 год, это как раз и было сокращение приблизительно на эту величину, и нефть выросла в разы. Даже если это будет 6 млн баррелей в день, она за год вырастет до 100 при прочих равных. Если это будет 10, это будет 120, — исходя из исторической практики и принимая во внимание все риски, которые есть, монетарные там и так далее, в случае, они должны вернуться», — подчеркнул Александр Осин.
Помимо стран ОПЕК, России и США ожидается, что к новому соглашению могут присоединиться Аргентина, Бразилия, Норвегия, Колумбия и другие независимые производители.