Онлайн-мучение

Семьи нижегородских школьников с волнением следят за дистанционным обучением

Правительство Нижегородской области отчиталось, что работа электронных образовательных платформ стабилизировалась. По данным чиновников, более 18 тыс. нижегородских учителей организовали дистанционное обучение более чем для 320 тыс. школьников — 96% от общего числа, причем почти 6,5 тыс. педагогов проводят занятия из дома в условиях самоизоляции. Опрошенные “Ъ-Приволжье” родители и учителя рассказали, что онлайн-платформы работают с трудом: из-за большого количества пользователей на них можно зайти только рано утром или поздно вечером, задания там не соответствуют школьным программам по уровню сложности, а учебный процесс дома длится по шесть-восемь часов.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

По данным министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, наибольшее количество пользователей сейчас зарегистрировано на платформе РЭШ (102,86 тыс. учеников и 10,26 тыс. учителей), «ЯКласс» (69,7 тыс. и 5,5 тыс. соответственно), «Фоксфорд» (51,87 тыс. и 5 тыс.), МЭО (39,8 тыс. и 2,95 тыс.), платформе новой школы Сбербанка (36,2 тыс. и 4 тыс.) и «Яндекс.Учебнике» (34,76 тыс. и 2,5 тыс.). «Данные платформы, по отзывам участников образовательного процесса, показали устойчивую работу», — сообщило министерство образования, добавив, что в связи с большим количеством пользователей «сложности есть» у «Дневник.ру» (259,8 тыс. обучающихся и 18,7 тыс. учителей) и «Учи.ру» (118,6 тыс. обучающихся и 7,2 тыс. учителей). В министерстве рассказали, что педагоги в качестве альтернативных систем коммуникации с учениками и родителями используют мессенджеры и соцсети.

  • Учительница одной из школ Автозаводского района рассказала “Ъ-Приволжье”, что по санпину дети не должны заниматься за компьютером больше 15 минут на одном уроке, но сейчас по факту они проводят за ним не меньше шести часов в день, потому что все задания выкладываются на сайтах или в социальных сетях. «Мы не готовы к дистанционному обучению по той простой причине, что население не обеспечено техникой: у некоторых нет интернета вовсе, у других только лимитный мобильный интернет, родители сидят без работы. Одна мать мне сказала, что лучше потратит 500 руб. на еду, чем подключит домашний интернет. Таким детям мы звоним и занимаемся с ними по телефону». По словам педагога, учителей обязали использовать различные платформы, но они могут выбирать те, что им удобнее. Она выбрала «ЯКласс» и создала беседу в соцсети «ВКонтакте», где дает детям задания и получает от них ответы. «Я негативно к этому всему отношусь, потому что платформы очень разные, работы прибавилось – задания подготовить, проверить, выложить, ответить, проконсультировать детей и родителей. Нам не платят столько, сколько мы делаем. Родители переживают, ничего не понимают, им надо что-то объяснять. Я говорю: “Погодите, я сама пока ничего не понимаю”. Всем родителям написала, что я выкладываю задания постепенно. Никуда торопиться не надо. Прошу сделать их в течение недели, а не сразу же, как все выложила. По сути, дети самостоятельно проходят весь материал, но обязательно должна быть обратная связь. Вести так образовательный процесс нереально. Для одиннадцатиклассников и девятиклассников, например, в этом году не будет дополнительных занятий для подготовки к ЕГЭ. Им либо самим теперь все учить, либо идти к репетиторам»,— рассказала педагог.
  • Учительница районной школы, которая ведет одновременно несколько предметов, потому что педагогов не хватает, говорит, что даже в обычном режиме использовать онлайн-платформы педагоги не могут, – в школе есть компьютеры, но нет интернета, и учителя раздают его на школьную технику со своих телефонов. В условиях самоизоляции они решили общаться с учениками в соцсетях, потому что пользоваться образовательными платформами оказалось неудобно. Она рассказывает, что в районе есть семьи с шестью детьми школьного возраста и одним компьютером на всех.
  • Владелец малого бизнеса, который сейчас вынужденно не работает, Владимир Курагин на вопрос корреспондента “Ъ-Приволжье” о том, как проходит онлайн-обучение его дочери, ответил, что «никак»: «Могу зайти на “Дневник.ру” или на “Учи.ру” только в шесть утра или в семь вечера. Платформы висят. Задания на платформах делать очень просто, выбирая варианты ответов методом подбора. Математику дочка делает за 10 минут, тогда как раньше делала час. Учителя присылают задание в Viber – учебник такой-то, страница такая-то, мы делаем задания, фотографируем и отправляем учителям. Как они их будут править и присылать в ответ, я не представляю. Дома процесс обучения растягивается на шесть-восемь часов, потому что в деревне, куда мы уехали на самоизоляцию, для ребенка множество отвлекающих факторов».
  • Родитель старшеклассника из школы №48 Нижнего Новгорода считает, что дистанционный образовательный процесс организован «отвратительно»: «Не работает ни электронный дневник, ни образовательные сайты, которые дали в школе. Сервера перегружены, сын говорит, на такое количество заходов эта инфраструктура явно не была рассчитана. Домашнее задание сын делает по учебникам, ученикам скидывают ссылки на видеоролики с уроками, но из-за того, что образовательные платформы тормозят, ролики заливают на YouTube».
  • Предпринимательница Екатерина Корнилова рассказала, что аттестацию в школе ее сына дети получат только потому, что педагоги перед тем, как отправить всех домой, выдали родителям рабочие тетради и методические пособия: «Образовательные платформы “лежат”, учителя не могут проводить уроки онлайн, на задание дается час, но сделать его ученик не может, потому что не может войти на портал, и педагоги говорят: “Хотите - делайте, хотите – нет”. В основном образовательный процесс идет в Viber, куда нам присылают задания, а мы отправляем ответы на них». Екатерина Корнилова добавила, что у нее домашнее обучение происходит относительно легко, тогда как в семьях с двумя-тремя детьми творится «настоящий ад»: «Представляете, что у двоих-троих детей одновременно проходят занятия онлайн, и дома только один компьютер. Многие родители помогают детям с уроками, а как помочь сразу троим, если ты при этом еще и работаешь онлайн? Занятия по музыке тоже никто не отменял, и фортепиано или хором онлайн теперь занимается вся семья».
  • Нижегородка, у которой ребенок учится в средних классах одного из лицеев, сообщила, что во время онлайн-обучения детям дают список материалов, которые они должны изучить самостоятельно, хотя образовательная программа повышенной сложности, и помочь с ней детям родители не могут. Другая мама назвала абсурдом организацию онлайн-трансляции занятий по труду и съемку видео домашнего урока по физкультуре.

Чтобы снизить уровень стресса для родителей и учеников, министерство объявило первую неделю дистанционного обучения «Неделей без двоек»: школам предложено воздержаться от низких отметок, минимизировать или, по возможности, отменить домашние задания.

Александра Викулова, Анастасия Еремина

Вся лента