«Коллекция оценивается в сумму более $2 миллионов»

Дмитрий Буткевич — о коллекции Курта Глейзера

Арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, как художественная комиссия в Базеле пересмотрела дело о реституции.

Фото: Imago / ТАСС

Дела о реституции продолжаются, и никакого «срока давности» в них нет и быть не может. В мае 1933 году Базельский художественный музей (Швейцария) на аукционе Max Perl в Берлине купил работы, принадлежавшие еврею, директору Берлинской художественной библиотеки Курту Глейзеру. Искусствовед Глейзер был известным коллекционером, его квартира — знаменитым берлинским художественным салоном, он был близким другом Мунка.

К 33 года его выгнали из квартиры, с должности сняли, коллекцию он вынужден был продать и уехать в Париж, а позже — в США. Базелеры через куратора публичных коллекций своего Художественного музея Отто Фишера, которому было дано разрешение «совершать дешевые покупки», приобрели вещи Глейзера — более 200 рисунков и гравюр. Сейчас коллекция оценивается в сумму более $2 млн: в ней есть Матисс, Роден, Шагал, Кокошка. Среди наиболее ценных экспонатов — две литографии Мунка — «Автопортрет» и «Мадонна».

В 2004 году наследники Глейзера обратились в Художественный музей. В 2008 правительство кантона Базеля отклонило их требование. Швейцарцы уверяли, что цены, которые были заплачены за работы, типичные для того времени, рыночные, а в каталоге аукциона вообще не было никаких указаний на то, что работы принадлежали Глейзеру.

Однако в 2017 году швейцарский общественный телеканал нашел протоколы заседаний 1933 года, которые показали, что художественная комиссия уже в то время знала о принадлежности работ Глейзеру, и в описаниях тех покупок встречаются термины «дешевые» и даже «цены распродажи». А тут и другие музеи и частные коллекционеры согласились вернуть наследникам произведения Глейзера, проданные на аукционах 1933 года. Музей Людвига в Кельне — в 2014 году, Гамбургский Кунстхалле — в 2015 и 2018 годах.

И вот справедливость восторжествовала. Базельская художественная комиссия (та самая!) дело пересмотрела и постановила выделить наследникам нераскрытую сумму. Художественный музей планирует в 2022 году вместе с наследниками провести большую выставку, посвященную роли Глейзера как «коллекционера, искусствоведа, критика и директора музея».

Интересно, что будет с коллекцией Корнелиуса Гурлитта, сына главного арт-дилера нацистов, который в 2014 году почему-то завещал свою коллекцию из 1,5 тыс. полотен художественному музею другого швейцарского города — Берна?

Вся лента