«Мне ответили, что на прадеда имеется информация»
Инструкция по поиску военнопленных ВОВ
С чего начать, когда ищете военнопленных времен ВОВ, “Ъ” спросил у родственников, поисковиков и историков.
Шаг 1: Подготовка к поиску
Сергей, 29 лет, Москва
«О том, что мой прадед был в плену, я не знал — в принципе никто в семье этого не знал. Прадед был одним из 11 детей в своей семье. Мне посчастливилось пообщаться с пятью из них, и все они для меня так или иначе были «бабушками» — и по возрасту, и по отношению. Но о семейной истории речь то ли не заходила, то ли я был слишком мал, чтобы к таким разговорам относиться с интересом. Сейчас уже, к сожалению, никого в живых не осталось... А поскольку прадед родился в революцию, а пропал, как выяснилось, в самом начале войны, мало кто из живых родственников, с которыми я общался, об этом помнил… Или помнил, но разговор до этого не доходил».
Опросите родственников:
- Что им известно и неизвестно?;
- Сохранились ли документы, автобиографии, воспоминания, фотографии? Возможно, в семье хранят письма с фронта или удостоверения к медалям;
- Где военнослужащий жил до призыва? Где и кем служил? Был ли ранен, награжден, вернулся ли? Где похоронен?;
- Очень важно попытаться узнать, откуда известна та или иная информация, кто ее рассказывал. Иногда источник информации может дать новую ветку поиска и новое направление. Например, если о ранении деда рассказывал его земляк, то по материалам на него можно найти госпиталь, где лежали оба.;
- Собранную информацию лучше сразу систематизировать, например, в упорядоченных папках на компьютере или в специальных программах для записи генеалогического дерева.
Шаг 2: Поиск в базах данных
Отдельной электронной базы данных по военнопленным в России нет. Но участника войны стоит поискать в базах «Подвиг народа», «Память народа» и «ОБД-Мемориал», а также в иностранных базах данных. Учтите, что фамилии, имена и населенные пункты могут быть записаны не полностью или с ошибками или в разной транскрипции.
Сергей, 29 лет, Москва
«Летом 2019 года я достаточно спонтанно решил составить семейное древо, сначала со слов родителей записал всех известных родственников, потом начал "копать" вглубь — в частности, по той ветке семьи, которая родом из деревни на севере Московской области. Фамилия достаточно популярная — Жуковы. На местном мемориале в деревне (и на другом, в соседнем селе) было указано в качестве участников ВОВ несколько Жуковых с разными инициалами. Я записал всех и начал "пробивать" по известным базам вроде "Память народа".
Выяснилось, что один из этих Жуковых — Михаил Иванович — имеет непосредственное отношение к нашей семье. Через базу данных удалось выяснить, что он попал в плен»
В российских базах информация может дублироваться, а может, наоборот, отсутствовать, но появиться год спустя по мере внесения новых данных:
- ОБД «Мемориал»;
- «Подвиг народа»;
- «Память народа»;
- Фонд «Саксонские мемориалы» (хотя их материалы переданы на хранение в Федеральный архив Германии, базу по-прежнему можно использовать);
- База данных исследовательского проекта «Судьбы военнопленных и интернированных в Финляндии 1939–1955 гг.»;
- Региональные базы данных, например Пермского края.
Шаг 3: Поиск на других ресурсах
Если вы предварительно собрали и записали информацию и провели поиск по открытым источникам, попробуйте спросить совета у тех, кто давно занимается подобными поисками: участников профильных групп и форумов, поисковиков, историков, генеалогов.
Руководитель центра проектирования информационных ресурсов ЭЛАР, разработчик ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа» Виктор Тумаркин
«Первый банк, ОБД "Мемориал" — в первую очередь это потери и как дополнение — перемещения, информация по военным пересыльным пунктам (ВПП) и запасным полкам. Это когда человек ушел на войну и пропал. И неизвестно, где его искать, где он служил — тогда можно хотя бы отследить маршрут его перемещения, узнать, куда он был направлен.
"Подвиг народа" — это все, что касается наград. Самое ценное там — это наградные листы того времени и то, как описывают подвиги в этих наградных листах. Я как-то сравнивал одну медаль, описанную поэтом, который ее получил, и тем, как она написана в наградном листе. Очень интересное сравнение.
И, наконец, "Память народа" — это уже более современная база данных, которая включает в себя материал из ОБД "Мемориал" и "Подвиг народа", а также оперативные дела, журналы боевых действий, приказы, военные и оперативные донесения, карты, захоронения с нанесением на карту и расположение на карте боевых частей.
В первых двух базах поиск ведется один в один. Если вы задали, допустим, год рождения, а взять его негде, то он не найдется. Если вы ошиблись в какой-то букве (по сравнению с тем, что написано в документе, и оцифровано по документу), то вы тоже не найдете. "Память народа" немного шире. Там выводятся записи даже с отклонением от поиска в один-два символа. Зачастую это помогает, если фамилия не слишком распространенная. Допустим, Баронов и Баранов — выведутся и те и другие».
Может оказаться, что кто-то сможет помочь вам в поиске или, например, поделиться фотографиями места, где захоронен ваш родственник:
- Генеалогический форум ВГД;
- Форум поисковых движений;
- Всероссийский информационно-поисковый центр (ВИПЦ) — единый центр по сбору, систематизации и хранению результатов поисковых работ в стране;
- База «Солдат.ru».
Сергей, 29 лет, Москва
«Через базу данных удалось выяснить, что брат прадеда попал в плен. На этом поиск и остановился бы, если бы я не решил оставить запрос на сайте ВГД, на котором провел к тому моменту уже достаточное время в поиске данных по разным веткам семьи. Совершенно случайно мне помогли именно там, прислав ссылку на "Память народа", где название деревни было написано с ошибкой — через "ц" вместо "тс". На этой страничке обнаружилась карточка военнопленного моего прадеда, из которой стало ясно, что он попал в шталаг
Шаг 4: Обращение в архивы
Следующий этап — поиск в архивах как в России, так и за рубежом. Там могут находиться учетные карточки с персональными сведениями о военнопленных, списки прибытия и выбытия, донесения об изменениях контингента, лазаретные карточки военнопленных, донесения об их смерти и другие учетные документы, а также личные дела военнопленных.
В России документы разбросаны по разным архивам. Например, в Центральном архиве Минобороны в Подольске хранятся немецкие карточки учета военнопленных, погибших или умерших в плену. В Государственном архиве РФ (ГА РФ) сохранились фонды Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК), отдельных лагерей, а также фонды по репатриации. Фильтрационно-проверочные дела на советских военнослужащих, которые смогли вернуться из плена на родину, хранятся в РГВА, а также в региональных государственных архивах России и в архивах ФСБ РФ. В двух последних случаях необходимо обратиться в архивы в столице региона по месту рождения или по месту проживания военнослужащего.
В Германии на сегодняшний день на запросы о судьбах советских военнопленных отвечает прежде всего Федеральный архив (до 2017 года запросы отправлялись в фонд «Саксонские мемориалы», а в 2017–2018 годы — в бывшую справочную службу Вермахта WASt).
Алексей Кислицын, Международная ассоциация поисковых объединений «Народная память о защитниках Отечества», глава отделения в ФРГ
«Поисковое движение сегодня это десятки тысяч энтузиастов в десятках стран мира, все свое свободное время посвящающих поиску пропавших без вести, пленных, погибших в годы Второй мировой. Возможности сегодня очень широки — используя различные базы данных, информационные источники в архивах разных стран, мы можем достаточно точно восстановить события иногда до минут. Такой архивный поиск дает возможность поисковым отрядам на местах куда более точно проводить исследования и поиск на местности. Получив даже крохи информации от родственников, специалисты по закорючке на листе, по цвету бумаги, по подписи могут определить направление поиска. Часто совершенно незначительные детали становятся решающими. Иногда поиск одного человека приводит к результату совсем по другому — казалось бы, совершенно безнадежному — случаю. Иногда мы находим целыми ротами, батальонами солдат, считавшихся пропавшими без вести. Конечно, результата в 100% мы не достигнем никогда. Существовали так называемые дулаги — пересыльные лагеря, в которых люди погибали тысячами, даже не пройдя регистрацию, существуют по сей день места под Киевом, под Харьковом, под Волховом и Вязьмой, где кости погибших и считающихся по сей день пропавшими без вести солдат лежат плотным слоем в несколько метров. Но мы работаем и не останавливаемся ни на минуту. Каждая находка — праздник, каждый документ — в работу. И конечно, опыт поисковиков поможет вам, если есть хоть какой-то шанс, приблизиться к возвращению героя с войны»
В запросе постарайтесь сообщить уже известную вам информацию — прежде всего личные данные военнослужащего.
После запроса сотрудники архива могут предоставить вам краткую информацию, копии документов или пригласить ознакомиться с документами самостоятельно:
Сергей, 29 лет, Москва
«Затем мне посоветовали обратиться в Архивы Арользена (международный центр документации в городе Бад-Арользен.— “Ъ”) — там тоже хранятся данные о военнопленных, но мне там помочь не смогли. Одновременно со всем этим я отправил запрос в Российский государственный военный архив (РГВА) — поскольку он был указан на "Памяти народа" в качестве источника информации. И неожиданно успех — мне ответили, что на прадеда имеется информация, как на лицо, проходившее проверку в государственных проверочно-фильтрационных лагерях НКВД. И даже приложили фильтрационную карточку. Это все может означать, что прадед вернулся из лагеря на территорию СССР — но, с большой вероятностью, мог сгинуть в лагере НКВД. Я, конечно же, оставил в РГВА запрос на просмотр фильтрационно-проверочного дела. Однако может так статься, что этого дела у них нет, и находиться оно может в архиве ФСБ.
Все осложняется очень небыстрой работой архивов — поскольку мой запрос не относится к социально-правовым (я не пытаюсь восстановить родословную для получения пенсии или наследства), время обработки его может составлять месяц и более. На текущий момент мне более нечего рассказать по этому поводу — жду ответа из архива. Работы много, но останавливаться я не планирую».
- Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦА МО РФ);
- Российский государственный военный архив (РГВА);
- Государственный архив РФ (ГА РФ);
- Архивы ФСБ того региона, где военнослужащий жил или родился. Фильтрационно-проверочные дела на вернувшихся на родину военнопленных могли оттуда передаваться и в областные архивы;
- Архив общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»;
- Федеральный архив Германии;
- Международный комитет Красного Креста;
- Архивы Арользена / Международная служба розыска в городе Бад-Арользен, Германия;
- Региональные и муниципальные музеи и мемориалы концентрационных лагерей и лагерей военнопленных;
- Военно-мемориальные отделы при посольствах РФ за рубежом. Например, представительство Министерства обороны Российской Федерации по организации и ведению военно-мемориальной работы в Республике Польша и отдел по увековечению памяти погибших при защите Отечества при посольстве РФ в ФРГ.
Владимир Тарасов, директор РГВА
«Вопреки популярным убеждениям, огромнейшая масса документов ФСБ, связанная с проблемой военнопленных, находится на открытом хранении. Лишь небольшая часть закрыта — это касается осужденных по уголовным статьям за военные преступления военнопленных, в отношении которых существуют какие-то ограничения».