Внутренний туризм включил «режим заморозки»

Почему российские гостиницы не возвращают деньги за отмененные поездки

У россиян срываются поездки не только за рубеж, но и по России, а деньги за них не возвращают. Отели заморозили на депозитах миллиарды рублей, полученные за размещение туристов. Поэтому операторы не могут их вернуть клиентам, сообщили в Ассоциации туроператоров России (АТОР). По распоряжению правительства, российские гостиницы с 28 марта по 1 июня прекратили прием постояльцев. Граждане начали в массовом порядке аннулировать туры — речь идет о сотнях тысяч туристов.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Причем иногда приходилось отменять поездки в последний момент, поделилась с “Ъ FM” Алена, одна из пострадавших — ее отдых в Сочи сорвался: «Тур у меня был куплен с 28 марта по 4 апреля. Наверное, за неделю до вылета я связывалась со своим туроператором и говорила, что мне не нравится обстановка в стране, и, скорее всего, я откажусь от путевки. Но меня успокоили, сказали, что все хорошо, летите, отдохните. Буквально за день до вылета, как раз 28 числа, начали все закрывать. Мне позвонил туроператор и сказал, что, да, все действительно отменяется. Возврат денег — это вообще отдельная история. Я писала в "Библио-глобус", узнавала, но сотрудница мне сказала, что пока ничего не известно. Когда они начнут выплачивать деньги, непонятно, но возврат пообещали сделать в полном размере».

Масштабы проблемы впечатляющие — брони были аннулированы у сотен тысяч туристов. И все средства, переведенные туроператорами за эти путевки, пока остаются в отелях. Более того, отельеры предлагают платить за аннуляции штрафы, ведь форс-мажор не объявляли, рассказали в АТОР. Единственный способ избежать краха в сфере внутреннего туризма — остановить все компенсации туристам, говорит первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович: «Дело в том, что деньги, которые получают гостиницы, не привязаны к конкретному туристу. Отели получают деньги и сразу же тратят. То есть они не возвращают средства не потому, что они плохие и не хотят этого делать, а потому что денег нет. Ровно поэтому мы обратились в правительство к Мишустину с предложением заморозить возврат средств клиенту.

Мы гарантируем либо вернуть эти деньги до 2022 года, либо перенести поездку на то время, когда она будет возможна.

Эти даты отодвигаются для того, чтобы индустрия смогла заработать, скопить "подушку безопасности". К сожалению, мы до сих пор ответа на это предложение не получили, а другого выхода я не вижу».

Впрочем, в отдельных случаях у туристов есть шанс добиться справедливости и вернуть свои деньги через суд, уверен заслуженный юрист России, председатель московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры» Владимир Горелик. Но, скорее всего, быстро разобраться не получится. «В гражданском законодательстве есть пункт о так называемых форс-мажорных обстоятельствах, под которыми понимаются пожары, наводнения. Эпидемия в данном случае тоже подпадает под это. В договорах, как правило, прописывается, что стороны не несут ответственности в случае, если одна из них не выполнила свои обязательства ввиду наступления форс-мажорных обстоятельств.

Так что здесь контрагент не принял надлежащих мер, чтобы защитить интересы клиентов.

И второй вопрос: потрачены ли деньги? Может быть, они лежат у него на счете, он ничего не сделал и просто не хочет их возвращать. Тут совокупность обстоятельств, которые надо учитывать. Схематичных решений здесь быть не может. Если иск был подан, то через месяц могут начаться предварительные слушания, после чего еще через месяц назначают рассмотрение по существу. Процесс может растянуться на полгода»,— отмечает Горелик.

Владельцам отелей в каких городах грозят самые серьезные убытки

Смотреть

«Союз отельеров» попросил у правительства компенсировать из бюджета треть суммы ежемесячной арендной платы по заключенным договорам с 1 апреля до 31 июля 2020 года. Премьер-министр Михаил Мишустин ранее обещал помочь с арендой предприятиям, наиболее пострадавшим из-за пандемии коронавируса.

Лилия Галявиева

Вся лента