Разрешите выйти
Общепит и торговля в Ульяновской области просятся на работу
Предприниматели, работающие в сферах общепита и торговли Ульяновской области, подготовили к губернатору региона обращение с просьбой разрешить им работать. Правозащитники, оказывающие предпринимателям содействие, говорят, что обращение появилось по инициативе рядовых сотрудников, которые фактически остались без заработка. Уполномоченный по защите прав предпринимателей поддерживает обращение, но считает, что перечни разрешенных видов деятельности, как это делается сейчас, принципиально проблему не решают, и необходимо вводить жесткий стандарт безопасности для бизнеса, подписав который, компания сможет работать, при этом принимая на себя весь груз ответственности и рисков. В правительстве региона обещают, что голос предпринимателей будет услышан, но возобновлять деятельность придется постепенно, проверяя готовность компаний к такой ответственности.
В пятницу ряд предпринимателей Ульяновской области — представителей общепита и торговли намерены направить губернатору региона Сергею Морозову (с копией — региональному уполномоченному по правам предпринимателей Екатерине Толчиной) обращение с просьбой разрешить им работать. Текст обращения разместил на своей странице в Facebook общественный активист, руководитель Центра защиты прав граждан Ульяновской области Александр Брагин.
Признавая, что объявление недели самоизоляции из-за угрозы массового заражения коронавирусом было «оправданным шагом», предприниматели в обращении отмечают, что в то же время «длительное пребывание общества в режиме повышенной готовности серьезнейшим образом сказывается на экономическом положении людей», «подавляющее большинство компаний», остановивших свою деятельность, «оказываются на прямой дороге к закрытию или банкротству», а это — «единовременная потеря работы для десятков тысяч ульяновцев». «Наши ресурсы далеко не безграничны — у некоторых уже сейчас не хватает средств на зарплаты, у остальных они на исходе»,— отмечают предприниматели. Назвав решение губернатора «о перезапуске региональной экономики после двухнедельного режима строгой изоляции» «мудрым и дальновидным шагом», они просят губернатора «рассмотреть возможность разрешить предприятиям торговли и общественного питания возобновить свою работу с соблюдением высоких мер санитарной безопасности», обязуясь при этом «строжайшим образом соблюдать необходимые правила социального дистанцирования, дезинфекции, применения индивидуальных средств защиты и т.д.».
Всего на вечер четверга, по словам господина Брагина, обращение подписали представители 15 компаний. Сам он пояснил „Ъ“, что подготовил этот текст после обращений к нему рядовых сотрудников компаний, «которые фактически остались без заработка, поскольку у большинства из них зарплаты были сдельными» и «которые боятся остаться совсем без работы». Александр Брагин считает, что в ситуации, когда ряду других компаний позволяется работать, можно разрешить вернуться к деятельности торговле и общепиту на условиях соблюдения санэпидтребований. «Посмотрите, тот же РИЦ (Расчетно-информационный центр ЖКХ) начал работу, и там большая скученность посетителей, буквально толпы, банки работают, столовые на предприятиях тоже работают. А при желании те же требуемые полтора метра дистанции можно выдержать и на предприятиях торговли, и в тех же кафе или столовых, рассаживая за отдельные столики по одному человеку, как это делают в Китае»,— говорит господин Брагин, отмечая, что, по его мнению, «надо или объявлять ЧС, или дать возможность работать, а так оставлять нельзя».
Напомним, режим самоизоляции введен в Ульяновской области до 30 апреля, но указом губернатора и постановлением облправительства с конца прошлой недели расширен перечень предприятий, которые могут возобновить работу при условии соблюдения жестких требований санэпидпрофилактики.
Региональный Уполномоченный по защите прав предпринимателей Екатерина Толчина в целом поддерживает обращение, но отмечает, что у нее «несколько иная позиция», которую она уже излагала в обращениях к губернатору. «Смысл ее в том, что мы не сможем, наверное, сделать корректный полноценный и полный перечень разрешенных видов деятельности. Всегда что-то не сможем учесть. Так, к примеру, указом губернатора разрешили работать салонам красоты, имеющим медицинскую лицензию. Между тем в бьюти-индустрии у нас задействовано очень много субъектов. Имея свои проблемы по аренде, закредитованности и так далее, они вынуждены все равно возвращаться к работе. И если она не будет легализована, она расползется по домам, квартирам, и государство даже не сможет контролировать ситуацию»,— отметила бизнес-омбудсмен. По ее словам, она «за другой путь» — путь введения для всех жесткого стандарта безопасности, за нарушение которого не только штрафовать, но и вообще устанавливать запрет на возможность дальнейшей работы субъекта. «Кто-то, соблюдая стандарт, возьмет на себя дополнительные расходы, риски и ответственность, а кто-то, понимая уровень своего риска, пока подождет. В Санкт-Петербурге, например, подобный стандарт уже разработан»,— пояснила госпожа Толчина.
Руководитель региональной государственной Корпорации развития промышленности и предпринимательства (КРПП) Руслан Гайнетдинов сказал „Ъ“, что «голос предпринимателей будет услышан», но отметил, что «не все возможно сразу». Пока, по его словам, «перечни разрешенных видов будут оставаться и дополняться, ситуация сложная, и все надо делать постепенно». «Главное ведь не в том, кому открыться, а кому — нет. Губернатор же четко сказал: нам важно не допустить скопления людей и обеспечить их безопасность»,— отметил господин Гайнетдинов, пояснив, что сейчас уже прорабатывается возможность открытия торговых центров, а также перспективы для рестораторов, как они будут работать в условиях ограничительных мер. «Главный вопрос в том, готовы ли они обеспечить весь комплекс необходимых мер и нести полную ответственность? И в этом смысле предложение Екатерины Толчиной о введении стандарта верное и очень своевременное»,— добавил глава КРПП.