Ударим автокредитованием по безденежью
Автоконцерны просят власти поддержать спрос на машины
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) предлагает для поддержки спроса на автомобили расширить действие программ льготного автокредитования на все категории населения, увеличить максимальную стоимость автомобилей для участия в программе до 2 млн руб., а также снизить требование к уровню его локализации. Кроме того, АЕБ вновь подняла вопрос возобновления программы обновления парка, против чего неоднократно выступали чиновники Минпромторга.
Ассоциация европейского бизнеса в обращении премьеру Михаилу Мишустину, среди прочего, предлагает правительству поддержать спрос в условиях нынешнего кризиса. Для этого предполагается распространить программу льготного автокредитования на все категории населения, снизить требование по локализации автомобилей (с 1,4 тыс. до 1 тыс. баллов) и увеличить их максимальную стоимость до 2 млн руб.
Сейчас максимальная стоимость машины, которую можно купить через программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», составляет 1 млн руб., но Минпромторг планировал увеличить ее до 1,5 млн руб. (см. “Ъ” от 24 марта). Также чиновники хотели распространить программу «Семейный автомобиль» на семьи, имеющие одного и более несовершеннолетних детей — ранее речь шла о двоих детях.
Размер скидок, предоставляемых покупателю на оплату первого взноса, составляет 10% (25% — для отдельных регионов) от стоимости автомобиля.
В Nissan полагают, что это позволит существенно оживить рынок и позволит большинству автопроизводителей принять участие в программе, что, в свою очередь, позволит поддержать объемы производства и сохранить персонал.
Но снижение локализационных требований там называют спорным: установив существующие требования к локализации, государство поддерживает компании, которые существенно инвестировали в локализацию продукции, и стимулирует автопроизводителей к ее углублению.
В МС Банк Рус отмечают, что изменения не помогут бренду Mitsubishi, так как уровень его локализации ниже 1 тыс. баллов: «но мы, как банк, видим в этом очень сильную необходимость». Смягчение требований примерно на треть увеличит спрос за счет расширения списка автомобилей, говорят там.
В ВТБ также поддерживают предложение по расширению программы льготного автокредитования в части стоимости и требований к локализации, ссылаясь на то, что стоимость автомобилей постоянно растет. Повышение порога по стоимости позволит расширить предложение и сегмент покупателей, для которых автомобиль станет более доступным, отмечают там. Вместе с тем к предложению по расширению госпрограммы на все категории населения нужно подойти более взвешенно, считают в ВТБ: изменения могут привести к тому, что средства поддержки получат заемщики, которые изначально в этом не нуждаются, а на удовлетворение спроса людей, действительно испытывающих необходимость предоставления льготных условий, ресурсов может не хватить. Целесообразно будет вернуться к реализации госпрограммы, действовавшей в период 2015-2017 годов — через компенсацию части клиентской процентной ставки по кредитам, полагают в компании: к такой покупке автомобиля в кредит чаще прибегают заемщики, которые не могут полностью оплатить автомобиль и действительно нуждаются в поддержке.
В первые дни апреля выдачи автокредитов на рынке были существенно ниже, чем за аналогичный период марта 2020 года или апреля 2019 года, добавляют в ВТБ.
Тем не менее в последние дни отмечается постепенное оживление продаж на фоне того, что дилеры также ищут пути работы в новых условиях и перестраивают формат работы в сторону онлайн-продаж. Доля автокредитов, выданных в банке с госсубсидией, стабильна и находится на уровне около 20%, как и в марте.
Помимо этого, АЕБ продолжает настаивать на возобновлении программ обновления парка для легковых автомобилей. О необходимости стимулирования обновления парка во всех сегментах еще в середине 2019 года, когда авторынок начал падение, говорили в Renault, АвтоВАЗе, группе ГАЗ, «Соллерсе», Hyundai и КамАЗе, а также РОАД. В Минпромторге же в последнее время заявляли, что программа выполнила свою задачу, и не рассматривали ее возобновление.
Программы господдержки очень востребованы у покупателей, говорят в Kia: «Нам бы хотелось, чтобы больше моделей бренда попадало под действие программ субсидирования, а объем господдержки был больше». Программу утилизации, действовавшую в 2010 году, в концерне называют одной из самых эффективных в мире. Сегодня парк вновь начал устаревать из-за возросшего цикла владения, который сейчас достигает почти 6 лет, добавляют там, поэтому возобновление программы стимулирования обновления парка — это необходимая мера.