Карантинная полка
Как трансформируется киножизнь в условиях пандемии
Эпидемия резко осложнила положение дел в отечественной киноиндустрии и кинопрокате. Заморожены новые проекты, а публика массово переходит на онлайн-сервисы. Комментирует Андрей Плахов.
Продюсеры и режиссеры до последнего надеялись следовать производственному графику. Например, съемки картины «Вальтер» режиссера Роберта Дэфа должны были начаться в первые дни апреля, и туда уже прилетела съемочная группа. Но на следующий день улетела, поскольку был объявлен режим самоизоляции. В еще более сложной ситуации оказались режиссер Сергей Мокрицкий и его команда по картине «Первый "Оскар"» — о советских документалистах, лауреатах «Оскара» 1943 года за фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Этот проект был приостановлен на стадии съемок в США по требованию американской Гильдии актеров.
Множество других фильмов к началу весны были в основном закончены, в том числе и работы известных режиссеров: «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского, «Кто-нибудь видел мою девчонку?» Ангелины Никоновой, «Паркет» Александра Миндадзе. Как это обычно бывает, в преддверии проката они были предложены на отбор Каннскому и другим фестивалям, некоторые наверняка попали бы в программу «Кинотавра».
Однако сейчас все застопорилось: неизвестны ни судьба этих фестивалей, ни сроки возможных релизов. Каннский фестиваль подает слабые сигналы надежды, что он все-таки может состояться в конце июля, но уверенности в этом никакой нет.
А если все фестивали первой половины года сдвинутся на осень, возникнет толкотня и путаница, ведь сентябрь и октябрь тоже традиционно полны крупными кинособытиями. И все больше назревает ощущение, что нынешний фестивальный год будет вообще «пропущен», словно его и не было, а календарь начнет работать по прежней схеме только в 2021-м. Но трудно представить, чтобы все уже готовые фильмы лежали на полке и ждали своей участи в течение 12 месяцев. Продюсеры и прокатчики вынуждены искать нестандартные выходы из этого тупика. Наверняка с этим связано решение авторов нашумевшего проекта «Дау» не ждать больше оказий для больших публичных ивентов, а выложить его онлайн. Режиссер Илья Хржановский сообщил, что уже в середине апреля выйдут фильмы «Дау. Дегенерация» и «Дау. Наташа», а в конечном счете в интернет выложат все 700 часов отснятого материала.
Меняют свой подход и стратеги проектов, имеющих не столько фестивальный, сколько коммерческий потенциал. Космический триллер «Спутник» (режиссер Егор Абраменко) покажут не в кинозалах, а сразу на онлайн-сервисах ivi, more.tv и Wink. Это решение компании во главе с Федором Бондарчуком шокировало владельцев российских кинотеатров, одна из них даже обратилась к продюсеру с открытым письмом. Учитывая, что и зарубежные блокбастеры перемещаются на виртуальные платформы, а производство большинства крупнобюджетных фильмов во всем мире приостановлено, кинотеатрам действительно предстоит тяжелый год. Характерная новость: российская киносеть «Мираж Синема» переключилась на доставку еды, чтобы не погубить бизнес и сохранить общение с клиентами. Но и продюсеров можно понять: они затратили деньги и силы, а теперь готовая продукция ложится на карантинную полку — ироническая параллель к цензурной полке советских времен.
Стриминги и телеканалы пользуются ситуацией, стараясь подсадить на домашний прокат как можно больше зрителей и предлагая свои услуги бесплатно на пробный период.
Подобные тактики использовались и раньше, но тогда речь шла преимущественно о сериалах, которые люди и так потребляют дома; теперь это касается и фильмов. Возможности легально и бесплатно смотреть кино выросли в несколько раз по сравнению с докарантинной эпохой. Предложения поступают не только от коммерческих сервисов, но и от структур, занимающихся селективной презентацией кинокультуры: киноакадемий, журналов о кинематографе, даже газет, проводящих свои мини-фестивали в сети.
Как известно, бум — оборотная сторона кризиса. Во времена глобальных потрясений культура очень часто оказывается крайней и остается без финансовой подпитки. Сегодня мы читаем о том, как в помощь кинематографистам, потерявшим доход, выделяют средства Netflix и Американская киноакадемия. В России ничего подобного не слышно, зато Минкульт отменил прием заявок на поддержку осенних фестивалей, среди которых «Меридианы Тихого» во Владивостоке и «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге. Под вопросом, например, и международный фестиваль авторского кино «Зеркало». Организаторы надеются провести это кинособытие в формате онлайн, а в качестве репетиции организовали «Дни Тарковского» ко дню его рождения. Ивановская телекомпания БАРС показала фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва», а сразу после этого на интернет-платформе webinar.ru состоялась публичная встреча с его режиссером Тарковским-младшим и монтажером Михалом Лещиловским. Спикеры находились в трех разных точках — в Москве, Стокгольме и во Флоренции. В подобном виртуальном формате в июне могут быть проведены показы конкурсных фильмов «Зеркала» и их обсуждение членами жюри. Киножизнь трансформируется, но не останавливается, по крайней мере пока.